Повесть о том, как мы хотели на Таймыр, а попали в Эвенкию...

Этот поход мы собственно не планировали. Был выбор: сплав в Саянах, велотур по Франции или сплав по плато Путорана. Остановились на последнем варианте, т.к. это была почти уникальная возможность побывать там, где не ступала нога человека, куда заброситься можно только на вертолете и где, судя по обещаниям и фоткам из инета, сказочно красиво. В результате нам все-таки удалось побывать за полярным кругом, однако до самого плато мы не добрались. Маршрут разрабатывался турклубом лицея №8 г. Электросталь и по разным причинам, в т.ч. по финансовым, участок маршрута в районе озер Агата в южной части плато Путорана был отброшен, а жаль….

Маршрут: пос. Туруханск — р. Хомтого — р. Тутончана — ручей (вверх) — волок — озеро — р. Некэчен — р. Неконгдэкэн — р. Ерачимо — р. Нижняя Тунгуска — пос. Туруханск

Заброска
Группа забрасывалась двумя путями: большая часть ехала на поезде до Красноярска, затем на пароме по Енисею до пос. Туруханск, откуда уже вертолетом.

Надо отметить, что по рассказам очевидцев, паром представлял из себя пафосное трехпалубное судно с ковровыми дорожками, золочеными ручками и дамами в вечерних платьях. И вот картина маслом: в этот музей лучшей жизни вваливается двадцать очумелых туристов с непомерными рюкзаками и ставит палаточный лагерь прямо на палубе (ибо билеты 4 класс – без кают). Причем ставит, конечно же, аккурат напротив окон номеров люкс и ресторана. Итак, вылазит значит турист утречком из палаточки, чистит зубы, варит себе на горелочке кашку, а за тонированными стеклами кипят страсти – пассажиры теплохода, забыв про еду, обсуждают мега реалити шоу «за стеклом иллюминатора», делают ставки — подгорит ли сегодня кашка, переживают за личностные отношения между участниками шоу… красота!

Другая же часть команды летела самолетами Москва-Красноярск, Красноярск-Туруханск, откуда вторым рейсом вертолета Ми8-МТ до самой реки.

Мы, для которых время — деньги, выбрали именно второй вариант заброски. Таким образом, экипажи «Голубой жемчужины» и «Сообразительного» получили статус Богов ибо спустились с небес к тем, кто горшки обжигает, а попросту говоря потратили кучу денег на билеты и сократили себе путешествие на пару недель.




Экипажи


Экипаж  «Голубой жемчужины»:

blue pearl

Майк — доблестный и отважный капитан судна
Тони — левый матрос (основная тяговая сила, не смотря на то, что левый)
Я — правый матрос (форсажная тяговая сила, когда не справляется левый)
Димыч — левая рука капитана
Катя — душа команды, она же почетный пассажир

Тони

                                 Майк                                          Тони

                    Димыч                                                       Катя

Представляю наименования суден других экипажей:

«Кефаль» (не путать буквы местами) — 2 чел.
«Пипирки» — 2 чел.
«Бананы» — 2 чел.
«Сообразительный» — 2 чел.
«Лось» — 4 чел.
Просто “Raftmaster” — 5 чел.
«Буратино» (катамаран для отдыха на воде Smile) — 4 чел.

Итого: 26 чел, 8 катов



р. Хомтого


Первая река в нашем маршруте — Хомтого — была наиболее спортивной. Стоить отметить, что до нашей группы туристов-водников на ней не было. Мы пользовались весьма скудным отчетом рыбаков, которые и порекомендовали этот маршрут, но их река привлекала не порогами, а рыбой, коей там было действительно просто безумное количество. Двухкилограммовые хариусы, сиги и линьки просто набрасывались на блесну, заглатывая тройник по самые жабры.

Поначалу река была довольно узкая (5–6 метров), мелкая, абсолютно спокойная, с низкими поросшими травой берегами,  и скорее напоминала подмосковную Шерну только с кристально чистой водой, в которой можно было спокойно разглядеть проплывающие стаи огромных рыб. Грести муторно — зато как в аквариуме. Постепенно на реке стали появляться шиверы и перекаты.

Между неторопливыми гребками Катя, дабы как-то развлечь нас, да и себя тоже, Катя стала читать нам поучительные новеллы из толстенного талмуда, который прихватила в поход (8-километровая пешка ее не смутила). После нескольких дней сплава, мы доподлинно узнали, что женщины в эпоху Средневековья были не кремень и не алмаз, как впрочем, и монахи, и священники, и что логики они не знали, а по сему легко поддавались на уговоры и соглашались на любые условия. Имя того писания — Декамерон пера Боккаччо,  так что желающие могут  почерпнуть для себя картину того времени.

Так, посмеиваясь над извечными пороками человечества, «Голубая жемчужина» вскоре добралась до каньона перед впадением Хомтого в Тутончану. Этот 8 километровый каньон был наиболее интересным участком реки. Он начинался 2-ступенчатым порогом, вторая ступень которого представляла собой 2-метровый водопад (V к.с.).

1-я ступень                                                  2-я ступень

На этом пороге мы встали на первую нашу дневку. Предполагалось, что порог будет проходиться как раз на дневке, однако весь день шел дождь и народ, прикинувшись плесенью, отложил прохождение еще на день.

Наш доблестный капитан, посмотрев на наши мутные взоры, сказал, что экипаж к прохождению порога не готов (еще бы — я сама не готова сидя первый раз в жизни на кате прыгать первым порогом пятерку Smile ), поэтому мы пошли на страховку, а заодно отработали траверс.

Надо отметить, что экипажи в целом были не особо подготовлены и толком не успели сработаться. Однако Рукпох (руководитель похода) поставил задачу порог пройти, поэтому экипажи были перемикшированы, задача выполнена, а обнесено всего 2 ката по причине их непрочности.

Как я уже отмечала, по этой реке никто не ходил, поэтому прохождение этого водопада считалось первопроходом, и мы сочли своим долгом дать ему название и нарекли его «Черепаха».

Порог Черепаха

Дальше было веселее!!!

После порога в шивере мы умудрились насадиться на камень (кажется, это был мой прокол, т.к. правый передний не успел завести нос) и… О, УЖАС, я лишилась своего накомарника Sad Его сдуло метровой волной, пока мы яростно пытались кильнуть наш кат.

Рисуем еще одну картину маслом: бурлящая вода, груженый кат с 4 гребцами и пассажиром на борту плавно, но неумолимо одним баллоном лезет на камень, другим погружается в пучину. Люди, судорожно вспоминая к/ф «Титаник», сдают весла на хранение пассажиру (Кате), лезут на наивысшую точку ката, частично оттуда сваливаются и пытаются то ли кат с камня сдернуть, то ли камень с русла сдвинуть. В общем, чудо свершается, кат встает на воду, экипаж прыгает на борт и звучит бравая команда капитана: «Раздать всем весла и гребем отседова!» (ибо это только начало каньона). Мельканье рук, мельканье весел и вдруг все замирает: капитан, с по детски обиженным лицом, недоуменно озираясь по сторонам, смотрит на свои пустые руки и тихо так вопрошает: «А мне весло?!»… немая сцена… Но занавес не закрывается, а обнаруживается, что правый матрос (собственно Я), непонятным образом оказавшийся на месте пассажира, сидит и двумя руками прижимает к себе явно не нужное ему в этой позе недостающее весло. В общем, весло отдать уговорили, но было прикольно!

Потом в попытке зачалить катамаран наш походный врач прошла часть каньона самосплавом под катом, чем привела товарища Рукпоха в удрученное состояние, отчего его матросу досталось веслом по шапке, в смысле по каске.

Ну и закончилось сие действо на следующий день килем «Рафтмастера» (четверка), благодаря которому у нас появилось новое лакомство — отменные !!! (я абсолютно серьезно) комочки из великолепного промокшего печенья, а также карамельки и ириски в собственном соку. А еще Дурь (один из ихтиандров), возможно, научился плавать Smile




р. Тутончана


На выходе из Хомтого открывался просто обалденный вид на долину Тутончаны, но повтыкать на него не удалось, поскольку пришлось идти пешком, т.к. вода кончилась. Вообще, надо отметить, что реки в тех краях неглубокие 0,5 — 2 метра, зато развлекуха есть — ножик, например поискать, если вдруг уронил: слез с ката, встал посередь реки по пояс в воде и вперед.

Fedor
                    Федор ищет нож

Вообще Дух реки много чего у нас поотнимал: GPS, накомарник, ножны, пару сухих и чистых носков, двое сандалей, n-ое количество блесен всех мастей. Нож хотел забрать — не дали, за это он нам потом грозой отомстил.

В Тутончане водится куча рыбы и она популярна среди рыбаков (о чем свидетельствовали кострища по берегам и  мусор), но помимо прочей, здесь водится царь тех краев — таймень. Однако в глаза мы его большого не видели, а лишь слагали о нем легенды. Случайно попался маленький на 3 кг — отпустили.

Ну, собственно, кто такой таймень да и кто его видел? Согласно легендам, этот зверь живет в глубокой яме под скалой, а на обед отправляется к ближайшему перекату закусить рыбешками. В то же время поговаривают, что он ловит мышей. Спрашивается, как? Тут два варианта: либо в тайге водятся мышки-каякеры, которые дабы как-то развлечься вдали от цивилизации сплавляются по рекам и вот тут-то их таймень и поджидает; либо мышки обычные, т.е. не водоплавающие, но господин таймень любит прогуливаться по окрестным берегам по ночам (следы мы видели!), где он как кот и ловит мышей. Как бы там оно ни было, все наши воблеры, попперы, мышки, вертушки таймень вниманием не удостоил. Сидя на своей летней веранде и читая газету он думал: «26 придурков! Меня здесь нет!» Эх!

Шли мы чуть больше двух дней (~80 км), объедаясь рыбой и голубикой, загорая на солнце и мокня под дождем и узнавая новые подробности из похотливой жизни клериков и замысловатые способы объяснения в любви эпохи Средневековья.


р. Тутончана



Междуречье


Далее необходимо было перебраться с Тутончаны на р. Неконгдэкэн. Идея была такова: подняться по некоему ручью вверх до озера, а потом спуститься вниз по другому ручью до Неконгдэкэна.

Вверх по ручью

Так мы восплывали, восходили, пропиливались и продирались….

А потом ручей кончился! Т.е. в него просто перестал помещаться кат и нас ждала пешка 8 км!

Пешка

Собственно, рыбаки, по маршруту которых мы следовали, пешку нам обещали, но мы в глубине души почему-то надеялись ее избежать или хотя бы сократить. Еще они обещали «кремлевскую брусчатку»… Судя по всему под этой метафорой скрывались болота, заросли кустарников и скользкие булыжники, поросшие мхом.

В общем, мы заценили всю прелесть водных походов. С рюкзаками кило под 30 за спиной мы топали по болотам короткими перебежками метров по 300–400. К 11 ночи вымокшие, замерзшие и злые мы таки добрались до очередного болота. Это было место нашей стоянки на берегу того самого озера. На следующий день нас ждало продолжение банкета, т.к. за раз все утащить не удалось.


                                     Озеро

Но наградой за все наши лишения как всегда стала рыбалка. Озеро кишело щуками и неправдоподобно большими окунями (они же барбусы-переростки). Именно здесь была поймана самая большая рыбина – восьмикилограммовая щука-аллигатор.



р. Неконгдэкэн


После пешки жизнь показалась еще прекрасней и мы вдруг осознали, зачем мы здесь и куда мы движемся — мы пытаемся вернуться домой из этой задницы — …опы мира, в которую нас забросила судьба, а точнее вертолет! Надо сказать, что пешка стала для большей части группы неким апогеем ощущения пребывания в полной заднице — несколько ночевок в откровенном болоте, комары, гнус и еще более гнусные мелкие мошки, дождь практически каждый день, стертые ноги и больная спина…

На левом берегу после очередного переката мы обнаружили некоторую конструкцию. Наш боевой десант тут же высадился и провел осмотр диспозиции. Главной ее достопримечательностью была голубика гигантских размеров и куча грибов, увы, несъедобных. Возле заброшенных домиков росла огромная красная смородина. В голову тут же пришла мысль о том, что где-то неподалеку наверняка закопали уран… но мысли в нашей голове долго не задерживаются, а посему вся ягода была тотчас же съедена.

Эта груда железа оказалась заброшенной буровой вышкой 1976 года выпуска. Как мы узнали позже на метеостанции, здесь в конце 70-х искали газ и нефть. И то, и другое нашли,  вышку повалили и бросили.

К концу этого дня мы доплыли до единственного порога на этой реке – Щучий зигзаг, на котором и встали на стоянку – лучшую за весь наш поход! Это было просто уникальное место. Во-первых, стоянка была не в болоте!!! а на высоком берегу среди молодых березок и осинок. Во-вторых, она была практически идеально ровной. И главное – чтобы поставить палатку, надо было собрать пару десятков грибов – отменных подберезовиков и подосиновиков! Следующий день был, конечно же, объявлен дневкой, дабы успеть переработать это немереное количество грибов. На ужин был рис… с грибами Smile

КернСреди наших березок и осинок помимо грибов обнаружилась стоянка геологов – несколько домиков, вокруг которых валялись тазики и чайники, причем чайников было как-то уж очень много – видимо у каждого геолога был свой. Возле домов росла чудеснейшая черная смородина, которую они заботливо возделывали для туристов. В кустах мы нашли склад керна – образцов породы. Один из энтузиастов взял себе пару палочек – для аквариума Smile

Порог предполагалось проходить на дневке, но народ, как всегда, заломало гидриться ради одного порога, и прохождение отложилось. Впрочем, на это не было времени. Половина группы собирала грибы и их готовила, другая половина топила баню и ее принимала. Были еще не присоединившиеся ни к одной половине – эти ловили рыбу или просто втыкали. Кто-то лазил на кедр за шишками…

Щучий зигзаг (V к.с.) проходили почти все суда своими экипажами. Мы проходили порог дважды и оба раза не так как планировали, зато технично и зрелищно Smile

Прохождение «Голубой жемчужины»

«Буратино»                                                       «Сообразительный»



р. Ерачимо

р. Ерачимо

Утро в Майами всех очень порадовало и первый день сплава по Ерачимо был объявлен «…овносплавом». Народ одел купальники, достал поближе чтиво и обустроил себе удобные лежбища на катах. А для тех, у кого были спиннинги, были объявлены соревнования по рыбной ловле с призовым фондом по двум номинациям: самый большой улов (по общему весу) и самая крупная рыба. Но приз был один — плитка Rittersport Smile Участники были разбиты на команды по 2 чел. Каждой команде был выдан эталон, меньше которого рыбу не брали (~20см).

Увы, для матрасников погода не задалась: сначала было прохладно и пасмурно, потом пошел дождь… Зато рыбаки оторвались по полной. К вечеру были подведены итоги и выданы призы, точнее приз. И хотя клева особо не было, в совокупности было выловлено порядка 10 кг хариусов и линьков и 5,5 кг щуки. Рыбное обжорство продолжалось!

На следующий день был такой же неторопливый сплав с ловлей рыбы и поиском хорошей стоянки для предстоящей дневки,  ибо мы пытались найти такую стоянку, которая могла бы понравиться господину Тайменю Smile Встали мы, недоплыв всего 6–7 км до впадения Ерачимо в Нижнюю Тунгуску, в весьма оптимистичном для ловли этого зверя месте. И в результате ночных бдений со спиннингом в руках была таки поймана одна рыба — хариус. На мышь!


Остаток пути до Нижней Тунгуски был пройден за пару часов. Буквально перед самым устьем нас ожидал несложный, но длинный порог (IV к.с.). Главнокомандующий решил пополнить запасы видеоматериала, а заодно сделать прохождение более зрелищным. Посему была установка ловить все бочки и валы. Наш отважный капитан сказал, что просматривать порог неинтересно, поэтому мы, немного подкрепившись малиной, ринулись в бой.

Надо сказать, что прохождение было весьма занятным, поскольку Катя, которая порог таки просмотрела, давала из-за спины команду «Туда!», которую никто не знал как интерпретировать, а правый матрос (я Sad  пару раз не отработал… В общем, наше славное судно кроме бочек и валов словили еще пару базальтовых плит, но установку Адмирала выполнило! (Хотя для зрелищности, конечно, не хватало киля.)

А дальше нас ждал просто необыкновенный вид при впадении в Тунгуску! Но с воды он не был заснят Sad





р. Нижняя Тунгуска


На Нижней Тунгуске в устье Ерачимо находится метеостанция под названием Большой порог. Первым делом высокопоставленное руководство побежало знакомиться с ее обитателями. Их оказалось четверо — два мужика и их жены. Как выяснилось при более тесном контакте, живут они здесь уже лет 10. Сами кто откуда — и  с Урала, и из здешних краев. Наша группа оказалась пятой, которую они здесь встретили за этот год.

Метеорологи оказались очень гостеприимны и доброжелательны: они тут же угостили оголодавших туристов всяческими деликатесами — свежим домашним хлебом!!!, вяленой стерлядью, сахаром, чаем и 2 банками ананасов!!! Вечером нам принесли большую свежепойманную рыбу — чир килограмма на 3–4, а утром подсолнечное масло для ее жарки. Желающие попарились в отличной бане, которую растопил один из мужиков.

Мы же в ответ подарили метеорологу карты укрепрайона — цветную двухкилометровку нашего маршрута и распечатки с гугла. Дяденька был несказанно рад и как дитя показывал, где он ходил, где охотился, где у него зимовье стоит…

А вечером нам показали обалденный закат…



 
На следующий день нас должен был забрать катер, который был вызван по спутниковому телефону, и доставить в Туруханск. Часов в 11 в русле Тунгуски появилось некое судно, издали похожее на моторку. Ну, это не к нам!

Потом судно приблизилось и стало напоминать катерок, на которых водных лыжников катают. Когда посудина причалила к берегу, мы решили — точно не к нам! А вот и да! Именно к нам!

Это нечто оказалось буксиром, на который с трудом поместилось бы и 10 человек без вещей. За рулем этого баркаса сидел гуманоид внеземной цивилизации со стеклянными глазами и что-то мычал. Первое впечатление было, что он просто не умел разговаривать. Когда культурный шок прошел, стало ясно, что хозяин Титаника просто слегка не трезв и держится за штурвал, дабы не упасть. Рядом был его собрат, уже успевший освоить человеческую речь и основные людские обычаи. Тем не менее он вполне задорно заливал нам всевозможные байки из заполярной жизни на протяжении всего плавания.

Пока мы чесали репу и занимались комбинаторикой, пытаясь понять, как же нам уложить вещи и разместить людей, эти двое и наш метеоролог раздавили бутылку портвейна за встречу… В общем, часа через полтора было найдено вот такое решение…

Рюкзаки были погружены на 2 ката, остальные вещи — на баркас. Женщин и детей загнали на чудо-катер, а самые стойкие человек 8 сидели на катах, которые были привязаны по бортам катера.


Надо сказать, зрелище было впечатляющее. С бортов, кормы, носа и крыши свисали тела людей. Капитан, ежеминутно матерясь, пытался сдвинуть филейные части туристов, дабы хоть примерно видеть, куда мы плывем.

Периодически осознавая всю безмазовость ситуации, он опрокидывал стаканчик и продолжал нелегкую борьбу.  Судно просело настолько, что регулярно зачерпывало в трюм, а при малейших попытках кого-либо перейти на другой борт тут же начинало киляться. Под визги, гигиканья и команду «Все на другой борт!» судно переваливалось на другую сторону и продолжало тонуть. В корме непрерывно работали мускулистые  парни, откачивая все прибывающую воду. Катамараны регулярно накрывало волной, и они норовили поднырнуть под баркас. В общем, женщины нервно грызли ногти, дети плакали, а мужики веселились Smile

Стоить отметить, что представители внеземной цивилизации, в перерывах между возлияниями, нежно ругались друг с другом и все делали наперекор. В один прекрасный момент, выплывает нам на встречу не маленький такой кораблик.  Один кричит: «сворачивай-на», другой отвечает – «я сам капитан-на, куда хочу, туда и плыву-на». И вот прем мы в лоб ледоколу, смотрю я в стеклянные глаза рулевого и думаю «ну все, кабзда!».

Ан нет. Проходим впритирочку, все таки хорошая штука – автопилот!

Долго ли, коротко ли, но в таком режиме мы проплыли порядка 9 часов, и от этого занимательного путешествия по Нижней Тунгуске у нас осталось море замечательных впечатлений.

Пожалуй на этом стоит завершить этот затянувшийся рассказ. Боги как появились, так и исчезли…

Полную фотогалерею похода можно посмотреть здесь: forsale666.narod.ru/photo3/index.html
__________________________

Я ранен светлой стрелой — меня не излечат