Про UrbanRace-2010. Издание второе, дополненное и отредактированное

Городская мульти-гонка Urban Race 2010 в Питере давно стояла в наших планах. Правда, к сожалению, её передвинули по срокам (и месту проведения) и она наложилась на БГК. Выбор был однозначным: в Киеве мы уже были, а вот в Выборге — нет.
В пятницу вечером я сидел на работе, смотрел в окно на жуткий ливень с грозой, смотрел на прогноз погоды на субботу (+10 ясно днём, +8 дождь вечером, аналогично в воскресенье) и задавался вопросом: «А зачем мне нужен этот Выборг? Может, лучше провести этот день в неге, тепле и Москве, глядя в окно на текущие по нему струи дождя и читая моего любимого писателя Хемингуэя?» Но ливень утих и стало как-то стыдновато дезертировать в последний момент, без столь явного основания. Поэтому пришлось отправиться на вокзал.

Но обо всём по порядку
Формат гонки
В гонке два класса — Про и Лайт (есть ещё Бизнес, но это отдельная тема). Контрольное время общее — 11 часов, длина дистанции тоже примерно одинаковая. Отличие в том, что у Про есть техэтап гребли на байдарках (около 10 км в этом году) и верёвки посложнее. Мы выбрали Лайт, потому что а) было лень тащить из Москвы ещё и лодку и б) мы не слишком верили в свои силы,
а я так вообще полный 0 во всём, что касается верёвок.
Гонка глобально состоит из велоэтапа и пешего этапа (треккинг), на каждом из которых есть несколько спецэтапов с различными дисциплинами. В этом году было скало-и-много-чего-ещё-лазание, ролики, коастеринг (хождение по берегу), лазание под землёй, хождение по крепостному рву и, так называемое, парковое ориентирование, которые было ни разу не парковым.
Взнос с команды — 2200 рублей, если не тратиться ещё и на аренду оборудования.

Планирование поездки
В Выборг из Москвы напрямую можно попасть только на машине (даже не рассматривалось) или на поезде «Лев Толстой» (Москва-Хельсинки), к которому цепляют два вагона, идущих только до Выборга. Билеты — только купе и СВ. Цена вопроса больше 3 тыр на человека, зато удобное расписание — в 11 вечера выезжаешь из Москвы и в 8 утра уже в Выборге.
Обратно можно было бы теоретически уехать сразу после гонки, однако песпектива добираться 2 часа до Питера и, оказавшись там в 4 утра, непонятно чем там заниматься, нам не понравилась. Поэтому был забронирован номер в хорошо известной нам гостинице «Выборг» и взяты билеты на поезд СПб-Кисловодск: отправление в 2, прибытие в 10, цена плацкартного билета 666 рублей, если мне не изменяет память.

Дорога
Дорога, что туда, что обратно, прошла строго по плану, однако РЖД не могла не преподнести сюпризов, разной степени важности и приятности. Началось всё с того, что купейные вагоны в поезде ЛТ новой постройки. Мы, конечно, умели провозить два велосипеда в одном купе, но у нас билеты были в первое купе. А там, в дополнение к новым неглубоким полкам (в новых вагонах увеличена длина купе, зато заужен коридор и, соответственно, менее глубокая верхняя багажная полка) ещё и полполки заняты кондиционером. «У вас велосипеды не влезут», сразу сказал нам проводник. «А в нерабочий тамбур? — Нет, туда нельзя». Ну, ок.
Багажная полка мелкая, зато вдоль всего спального места идёт чудесная спинка, внутри которой скрываются два шкафчика и перекладина для брюк. Заднее колесо велика отправляется в нишу, вилка — на спинку. Ниша мелкая, один велик норовит упасть. Что ж, запихиваем второй. Вдвоём они уже держатся, но ненадёжно, поэтому задние колёса распираются роликами и рюкзаком плюс для надёжности к перекладине для брюк плотно притягивается весь чехол, чтобы у вилки не было соблазна соскользнуть от вибрации со спинки. Должен признать, о вибрации мы подумали не зря, но конструкция получилась очень прочной. А сверху на это всё легли колёса. Тоже привязанные к чехлу, чтобы не упали.
Вторым сюрпризом была та самая вибрация. Всю дорогу вагон дрожал так, как будто он ехал не по рельсам, а по пиле. Невзирая на бархатный стык. Я поначалу решил, что это оттого, что вагон последний. Но нет, когда мы ехали назад в 10-м, самом среднем вагоне, была та же вибрация, может чуть-чуть слабее. Единственное что я могу предположить — это то, что пресловутые Сапсаны специфическим образом портят дерьмовые рельсы. Я даже готов поверить, что _эти_ пассажирские поезда изнашивают дорожное полотно сильнее товарняков. Ещё бы, за такие-то деньги!
Кстати, по дороге обратно наш поезд простоял на неведомом разъезде неподалёку от Бологого минут 40. Я успел заметить два Сапсана в Москву и один обратно, соседка по купе сказала, что их было пять штук. На них что, и вправду так много народу ездит? В общем складывается ощущение, что их запустили специально для того, чтобы народ позлился на что-нибудь ещё, кроме центральной власти.
Из Выборга в Питер мы ехали на скоростной электричке, отправлявшейся в 10:10 (расписание распечатали ещё в Москве). Мягкие кресла, кондиционер, всего две остановки и 1 час 40 минут пути вместо 2,5 часов. И в каждом вагоне проводники: <С велосипедами вас пустить не можем, противопожарная безопасность. Максимум один байк в нерабочий тамбур.> Когда участник попёр косяком, им пришлось подрасслабиться.
В общем за 223 рубля (треть цены от плацкарта Питер-Москва) сервиса могло бы быть и больше.
В Питере традиционный перекус в «Чайной ложке», потом в поезд. Проводница к моему удивлению попыталась отправить нас за бирками на негабаритный багаж, однако на монотонный бубнёж: «согласно правилам провоза пассажиров и багажа, разобранные и упакованные велосипеды принимаются …» поджала губы и пропустила, даже не дожидаясь того, как же там принимаются велосипеды.
На Каланчёвке помахали ручкой Однозубому кайману, припаркованному у Ленинградского вокзала и проследовали тихим ходом на Курский. А потом обратно на собранных великах.

Гонка в целом. Часть 1
Общих впечатлений, о которых стоит сказать сразу, два. Во-первых, про себя мы назвали гонку «Тур гостиницы «Выборг», потому что проехали и прошли мимо неё не менее пяти раз, прежде чем наконец в неё заселились. Во-вторых, всё это здорово напоминало ПоБеГи Выборг сразу в двух категориях — Всадник и Лев (с элементами Дозора). Хоть КП и обозначались кружочками на карте, всё равно по сути городское ориентирование, да и КП были заданы в виде своеобразных рисунков.
Не обошлось без косяков, но они, похоже, были не организаторские, а более-менее объективные. Поднялась волна и поэтому не было уверенности, что МЧС разрешит байдарочный этап для Про. И всё-таки в 12:30 был дан старт гонке в полном объёме.
Поскольку мы реалистично оценивали свои силы, перед нами стояли две задачи. Задача минимум — посетить все техэтапы, задача максимум — в дополнение взять все вело и как можно больше пешеходных КП. Разделение обязанностей у нас было, уже можно сказать, традиционное — у меня карта, у Олёны чип и карточка отметки КП. Поэтому везде, где надо было лезть двоим, она лазила второй (отметка по последнему).

Понеслась
Пеший масс-старт от ворот стартового городка прошёл без аварий и приключений. В 300 метрах в горку от старта всех ожидала верёвочка, на которой висели карты и легенды. Про получали сразу этап треккинга, Лайт — пеший пролог с 4-мя КП, после которого надо было вернуться в стартовый городок для получения легенды и карты велоэтапа.
Уж не знаю, откуда пошла эта дурацкая мода делать ориентирование в лесу (или парке) по космоснимку. Иногда, для большего прикола, встраивая в него ориентировщицкую карту. Так было на БОРе-2010, так было (дважды) и на UrbanRace-2010. В общем я по традиции продемонстрировал спешку и невнимательность и не узнал со снимка рвы с 3–5 метровыми каменными стенками. Пришлось намотать лишние метры.

Велоориентирование
Чтобы гарантировать выполнение задачи-минимум, Олёна сразу пометила на карте галочками все КП-техэтапы. Маршрут был проложен таким образом, чтобы сначала пройти кусок трассы с максимальной концентрацией техэтапов, а затем уже брать остальное, возможно даже выкинув дальнюю петлю, если будет ясно, что не успеваем.
Первый же КП — скалолазание. Нужно влезть с верхней страховкой на примерно 5-ти метровую стенку рва (Выборг — город-крепость, однозначно. Сплошные рвы и укрепления), сложенную из гранитных глыб. Очередь небольшая (две команды), 4 корридора, к стенке попадаем буквально через 2 минуты ожидания. Воспоминания — самые ужасные Smile Один раз сорвался (правда, в самом низу). Надо отдать должное страховщику — он выбирал слабину так, что хоть и небольшая часть веса, но приходилась на страховку (как говорят, на настоящих соревнованиях это запрещено). Олёна, впрочем, взлетела наверх как человек-паук, пока я метался от стенки к рюкзаку и обратно, раздумывая, попить ли мне воды или пытаться помочь ей, подсказывая снизу. Первый километр после КП руки трясутся так, что сложно управлять великом. Когда мы уезжали, у КП собралась приличная очередь желающих.
Следующий КП — учебная стенка пожарных. Лезет только один. Выдают весьма тяжёлую лестницу шириной около 20 см и длиной 3,5 метра. На конце — подобие пилы. Нужно закидывать эту лестницу наверх, цепляться пилой за подоконник, залезать на него, после чего вытаскивать лестницу и, стоя на подоконнике, поднимать её наверх, цеплять пилой следующий подоконник и так далее. Всего 3 окна (первое — с земли). Спускаешься по обычной лестнице внутри. Слазил, на поверку это оказалось не так тяжело, но вот первый раз встать на край подоконника и начать поднимать лестницу вверх было очень страшно. Даже со страховкой.
Берём ещё один КП и едем на двойной техэтап. Сначала ролики. Получаем карту, из которой следует, что нам нужно возвращаться обратно туда, откуда мы только что приехали, а асфальт там : в общем не для роликов асфальт. Выбираем брать сначала КП с этой стороны железки, а потом с той. В результате мы разменяли крутой спуск по дороге с оживлённым движением свадебных кортежей на пологий спуск по плохому асфальту и пустой дороге. Глядя на то, как народ падал на крутом спуске, я решил, что мы не ошиблись.
Невзирая на жуткий «вибромассаж ступней» при спуске. Но зато по дороге к первому КП на этом вибростенде у меня сначала что-то забряцало в правом коньке, а потом оттуда вывалился болтик. К моему удивлению, все ролики были на месте и я даже продолжил движение, подобрав болтик. Но быстро выяснилось, что отвинтилась рама. Шестигранник был оставлен вместе с рюкзаком на старте, поэтому Олёна побежала назад за инструментом. Потом оказалось, что ключ не пролезает в раму и крутить болт можно от силы по 60 градусов за подход. В общей сложности на этот ремонт у нас ушло минут 15. Надеюсь, не они отделят нас от первого места Smile
После роликов идём на парковое ориентирование. Парк Монрепо является парком только в ближней своей части. А вот чуть подальше — это глухой карельский лес, со скалами, болотами, заросшими вырубками и буреломами. И карта — космоснимок с врезанной в него топокартой, масштабом … ~80 метров (так и написано). Привыкнуть к этому масштабу удалось только под конец, до этого мы всё время пробегали мимо. В дальнем конце космоснимка — смена вида, пришлось полазать по коридорам высотой в метр, залитым водой.
Поскольку к бегу мы не способны, брать все КП с карты ориентировщика мы не планировали, было ясно, что мы рискуем потерять на любом из них больше, чем даётся штрафа за невзятие (30 минут). Поэтому с ориентирования мы ушли с недобором 4 КП (из десятка) — 2 часа штрафа. Время — около 5 вечера.
Следующий техэтап — переправа с велосипедом через проливчик (там был когда-то мост) по сетке. Натянута верёвка, за которую цепляешься страховкой, велосипед можно хоть в руках тащить, но все как-то цепляли его к верёвке. Сложности никакой, кроме как вылезти с этой сетки на противоположном берегу — она ощутимо провисает. Дальше не обошлось без затупчиков, но в целом идем неплохо, да и в хорошем темпе. Становится понятно, что мы должны без проблем взять всю велосипедную карту — осталось всего два техэтапа.
Переезжаем на другую сторону железки, там нас ждёт связка из двух, рядом расположенных КП. Ко второму из них, с техэтапом, дороги на карте нет. Приезжаем, не без тупняка берём первый КП, становится понятно, что техэтап где-то там вверху за отвесными скалами, поросшими кустами и берёзками. Но разве это препятствие для прошедших ликийской тропой? С великами в руках поднимаемся наверх, к техэтапу. Лазала одна Олёна, там было что-то вроде спуска по верёвочной лестнице в подвал, где надо было в темноте найти станцию для отметки. Быстро уезжаем и тут я путаю направление, куда спускаться. Как оказалось — к лучшему, обострившийся в критической ситуации нюх выводит прямо к очередному КП. Дальше были развалины прыжкового трамплина (картинка КП — стилизованный лыжник на горе Smile ), вполне дозорные руины (и не одни), тупняк у пруда, кратчайший проезд к которому был перегорожен элитными домиками.
Последний КП перед финишем велоэтапа — переправа по верёвке через крепостной ров вместе с великом. Дают верёвку, как хочешь привязываешь её к велу, одним из карабинов со своих усов самостраховки целяешь к верёвке вел, другим страхуешься сам, цепляешься и полез, вися под верёвкой и подтягивая вел за собой. К моему удивлению, переправился я быстро, а вот отцепиться на другом берегу оказалось очень тяжело. Олёну отцепляли вдвоём. И пулей на финиш.

Треккинг
Треккинг сильнее всего похож на БГ. Все КП в городе, все типа «Знак», только заданы кружком на карте и легендой. Поскольку к бегу мы не способны, это было похоже на Львов. Три техэтапа — лазание и ровинг (хождение по рву) рядом со стартом/финишем, а коастеринг — в дальнем конце, вокруг замка на острове. Рядом с коастерингом КП в старой части города натыканы так плотно, что вынесены на отдельную врезную карту.
Сначала на техэтапы у старта. Первый — надо залезть на колесо обозрения, лезет один. Олёна доверяет эту сомнительную честь мне, вместе с чипом. Опора колеса метров 7, само колесо в радиусе — метров 5. Объясняют, что отметка на самой верхней поперечной балке. С земли видна балка примерно в метре над осью колеса, ну, думаю, понятно, надо пройти по оси к этой балке. Лезу. На удивление, получается довольно легко — решётчатые фермы позволяют лезть ногами, а то бы не долез. К оси мы подбираемся почти одновременно с ещё одним парнем (лезть можно было одновременно 4-м командам), он чуть раньше. Начинаю искать отметчик на балке и не вижу его. Поднимаю взгяд чуть выше и вижу ещё одну балку (с земли не заметил). Потом замечаю, что по ажурной ферме-спице колеса, идёт волчатник … до самого верха. И там, где-то в недосягаемой вышине на тонюсенькой трубочке, соединяющей две фермы, посередине примотан отметчик. И по этой трубочке к отметчику надо ползти. Первая мысль: <Идите вы к чёрту, я туда не полезу>.
Потом смотрю, вроде бы можно на эту трубочку не садиться и не ползти по ней, вися на руках, а попытаться встать ногами на укосину и вытянуться. В общем полез. Действительно, длины ног как раз хватает, чтобы упереться в укосины так, чтобы отметчик был на уровне шеи (где висит чип отметки). Что там делали более коротконогие — я не знаю. Вниз спустился быстро.
Ровинг. Сначала идём по болоту до первого КП — банальная бумажка на стене. Потом в стене начинаются дыры в человеческий рост.
Там находится сначала одна призма, а потом и вторая. Олёна, которая искала в глубине (я как последний дятел забыл фонарик в машине), наткнулась на двух мужиков, которые её сначала испугали, а потом она дала оттуда дёру, решив, что они справляют малую нужду. А вслед её неслось: «Девушка, вернитесь! Здесь КП!». За ним надо было слазать в вентиляционный колодец шириной в полметра по верёвочной лестнице. Последний КП — залезть на стенку высотой не больше 3 метров. После самого первого техэтапа этот кажется полной халявой. И ещё было обидно за однообразие — на дистанции Про вместо стенки было лазание по паутинке.
Время — почти девять вечера, до КВ остаётся меньше трёх часов. Решаем, что мы бежим на коастеринг, собирая по дороге всё, что будет по дороге. КП 52, расположенный в стороне (примерно 7–10 минут хода неторопливым шагом в один конец, при штрафе в 30 минут за невзятие), сразу выносим за скобки. Первый КП берём, сделав небольшую петельку, — мозг не переключился с велосипедного стиля на пеший городской и прокладывает маршрут по магистралям. Дальше быстренько прибегаем на коастеринг, обегаем замок дважды (с первого раза не нашли один КП), причём где-то 150 метров приходится пройти просто в воде вдоль стенки. Некий товарищ одновременно с нами проходил эту стенку «посуху», изображая человека паука. Коастеринг завершаем где-то в 21–20, становится понятно, что на финиш мы успеваем, даже если возьмём забытый КП 52. Но теперь это уже совершенно бесполезно — на его взятие придётся потратить явно больше тех 30 минут, которые дадут в качестве штрафа. Собрав ещё несколько дозорных единичек и подъём на смотровую башню (лазала одна Олёна), финишируем около 10 вечера — за полтора часа до КВ.

Эпилог
Ролики уже привезли в стартовый городок, поэтому мы быстренько собираем шмотки и отправляемся в гостиницу, где вовсю гудят горячие финские парни. К 11 мы уже заселились и даже помылись (правда я мылся пригнувшись к полу — до седьмого этажа перестала доходить горячая вода), но поход в ресторан чуть было не обломился — в гостиничном был банкет по случаю свадьбы (они были везде!). Но на наше счастье напротив оказался очень милый ресторан «Физалис» с хорошей кухней и обслуживанием с ценами на уровне московских сетевых кабаков вроде «Иль Патио». Вот только обслуживали там не как в сетевых ресторанах, неторопливо. Мы чуть не уснули прямо за столом Smile

Общие впечатления. Часть 2
Очень удачно, что гонка проходила в Выборге. Очень симпатичный город, восхитительная природа — настоящая Карелия. Великолепно выбранное место для пешего ориентирования (ни разу не паркового Smile ), очень интересные и в то же время посильные техэтапы. Разве что ролики можно было сделать побольше и в районе, где асфальт получше, но, я думаю, район был выбран так, чтобы иметь минимум проблем с машинами. Первое место среди всех техэтапов у меня лично держит пожарная лестница. Очень полезный опыт во всех смыслах и, главное, остаётся ощущение, что тебя не фигнёй бесполезной напрягли, а наоборот дали какое-то новое и полезное умение.
Ну и погода, конечно, вышла полноценным соавтором нашего хорошего впечатления. Совсем не жарко, но и не холодно, сильный ветер встретил нас буквально в паре мест (было очень необычно выруливать из-за угла и получать ветрило в лицо), дождя не было и в помине. Очень, очень правильная погода для соревнований.

Техническая информация
Длина велоэтапа — 38 км по велокомпьютеру (всего, включая приезд, отъезд, Питер и Москву — 53 км). Длина пешего этапа — километров 12 вместе с коастерингом. Пешее ориентирование — километров 8 (если бы прошли всё — было бы 10, наверное).
Отношения мои с GPSом опять не сложились, так что трека не будет. Разве только по памяти по карте нарисовать Smile
Обошлось всё это удовольствие примерно в 6,8 тыр на человека (не считая поход в ресторан, но считая обед и ужин по дороге обратно).

В общем, гонка (да и вся поездка) очень понравилась. А ещё нам очень повезло с попутчиками. Туда мы ехали с энергичной дамой, которая интересовалась не только кошками (она ехала членом жюри на выставку), но и роликами и велосипедом. А по дороге обратно нашим попутчиком оказался обаятельный молодой человек Миша Климин (есть подозрения, что его должны знать либо Димыч, либо Олик — он учился в МИФИ на курс старше Олика, на лыжах бегает). С виду совершенно обычный парень, он оказался весьма сильным (невзирая на небольшой опыт) мультигонщиком (2-е место в спортивном классе «Осеннего марафона 2008» — это вполне себе результат).
Пожелаем ему удачи на RedFox'e в Красной поляне.

Несколько фоток
Как приятно иногда — залезаешь по ссылке в чужой ЖЖ, а там, буквально на первой же фотке, ты висишь над пропастью вместе с железным алюминиевым конём.

Вот так выглядела тренировочная вышка

А вот так «пила» на конце лестницы

Это колесо обозрения

Стенка рва для скалолазания

Фото Дмитрия Ишанина (первое) и Виталии Воробьёвой (все остальные)
__________________________

Я люблю только активную протоплазму!