О не легкой судьбе дикого велотуризма в Европе или Альпы 2009

0830-143159_IMG_2851
Друзья, ваши сборы в очередные майские походы и наша невозможность к ним присоединиться сподвигли нас наконец написать отчет по Швейцарии.


Подготовка

Ну началось все, как известно, с планирования похода в Норвегию (еще более безлюдного, чем тот, в который ходил Дядя Миша Smile ) Надо сказать, что уже под конец маршрута, где-то в первых числах сентября мы, вымокшие под швейцарским ливнем до нитки, сидели в одной из кафешек, попивая кофе, и листали местную газетку. На последней странице был прогноз погоды: Осло – ежедневно 5–7 градусов и дождь…

Конечно же нам хотелось за 2 недели успеть все, поэтому первоначальный маршрут проходил по всей Швейцарии, а потом по границе с Францией к Лазурному берегу в Ниццу. Мы даже купили билеты на поезд Ницца-Женева, чтобы как-то вернуться к самолету, но потом стало ясно, что каким-то куском маршрута придется пожертвовать, поэтому Лазурный берег был отброшен.

Швейцарцы фанаты байков. Для этого вида отдыха у них все предусмотрено, а самое главное – в интернете есть целый сайт, посвященный вело (и не только вело) маршрутам по Швейцарии разной степени сложности (http://www.mountainbikeland.ch/en/welcome.cfm). Эти маршруты полностью промечены на местности, а также их можно купить в виде карты почти в любом швейцарском киоске печати.

Мы выбрали, разумеется, наиболее живописный и горный (в смысле для горных байков) маршрут. Надо признать, что в описании маршрута нас честно предупреждали, что он для подготовленных велотуристов. Естественно, после покорения Говерлы, сей факт нас ничуть не смутил, однако впоследствии оказалось, что в Европе велотуризм совсем не ассоциируется с велорюкзаками (и на сложном маршруте считается нормой 30% дистанции протаскать велосипед на плече по скальным лестницам), да и среднестатистический швейцарец проезжает ежедневно под сотню километров перед завтраком.

Затем Димыч выкачал генштабовскую 500-метровку Швейцарии и наметил на ней наш маршрут загадочными знаками, по ней мы собственно и собирались ехать. В итоге маршрут корректировался по ходу движения и окончательно принял вот такой вид:


Просмотреть Велопоход по Швейцарии 2009 на карте большего размера

На этом вроде вся наша подготовка и закончилась, не считая подбора снаряги с минимальным весом и оформления визы для Димыча. Кстати, он очень легко и ненапряжно оформил себе французскую визу, предоставив в качестве обоснования бронирования на booking.com. Лояльные французы ему в итоге дали многоразовую визу аж на 2 месяца Smile

Встреча с Цюрихом

Мы прилетели в субботу примерно часа в 2, собрав байки и потупив, мы выдвинулись около 4-х. Надо сказать, что это самое неудачное время для начала путешествия, т.к. в Европе по субботам все закрывается часов в 5, а в воскресенье вообще не работает.

Доехав из аэропорта в сам город, мы стали судорожно искать магазины – нас интересовала еда и газ. Зайдя в первый магазин и набрав еды, я выяснила на кассе, что купить ее не могу, т.к. они принимают либо наличные (которых у нас еще не образовалось), либо местные чипованные карточки Sad Далее мы уже искали магазины, где были нарисованы значки Visa или MasterCard. Как оказалось, из приличных магазинов такие почти все, а те которые принимают чипованные – это местные Копейки и Пятерочки.

0824-133830_IMG_1669

Camping Gaz, оказалось, найти совсем не просто. «Газ есть, кэмпинг есть — Camping Gaz нет» Smile. Нам почему-то все время пытались предложить 5 литровые баллоны, как в Армении. Удивительно, но в спортивных магазинах, где продавалась горная снаряга, газа не было тоже. В итоге нам подсказали, что газ можно купить в универсальных магазинах, где продается и еда, и всякие бытовые вещи. Конечно же, как только мы увидели вожделенный CampingGaz в магазине Migros мы купили 2 больших баллона, а в итоге один остался практически полным. Но это случилось только в понедельник вечером, поэтому выходные мы провели почти на сухом пайке и убили кучу времени на поиски газа Sad

Так получилось, что в этом походе мы все время чего-то искали. Началось все с газа, затем ежедневно нам приходилось не менее 2-х часов выискивать место для палатки. На протяжении всего маршрута я искала снега, т.к. к августу почти все снежные верхушки до 3000м стаяли, а мне так хотелось полюбоваться на белые горные вершины. Димыч выискивал вкусный и недорогой сыр. Периодически мы искали заведения, где бы днем подавали еду. В общем, не просто оказалось русскому туристу в рафинированной Европе Wink

0824-091747_IMG_2779

Положив все силы на поиск газа в Цюрихе, сил ехать прочь из города почти не оставалось. Часов в 10 вечера, когда уже почти совсем стемнело, мы взбирались на какой-то пупырь в пригороде – это был наш первый подъем — всего каких-то 400 м вверх. Часов в 11 я отказалась дальше ехать и мы поставили палатку, благо вокруг росли деревья и создавалось ощущение леса… Надо сказать, что это был единственный день, когда мы особо не парились где ее ставить – просто отошли от асфальтированной велодорожки метров на 20 и поставились. Запихав в рот сосики и холодный сок, сразу отрубились.

Утром, приоткрыв палатку, мы лицезрели проносящихся мимо на шоссейных байках мужиков в ласинах с мускулистыми ногами как у коней. Как позже меня просветил Димыч, у вас, мужиков, это называется «банки». Самые отчаянные спускались на горных байках в 10 см от нашей палатки, где проходила извилистая велотропинка (и как мы вчера на ней палатку не поставили?). В общем мы поняли, что надо текать, т.к. спортсмены очень странно на нас косились, по быстрому собрались и поползли вверх… Когда мы наконец дошли до конца горы, радости моей не было предела, а ведь это всего первые 430м!!!

Немного лирики

Швейцария – страна сельскохозяйственная, причем выращивают они там в основном коров и кукурузу для того, чтобы их кормить Smile Запах этих добрых рогатых животных преследовал нас повсюду. А кроме запаха и днем и ночью раздавался звон колокольчиков с полей. Каждой корове вешают огромный колокол, козочкам и барашкам – поменьше. Для нас осталось тайной предназначение этих устройств. Все поля огорожены, порою проводом под напряжением. Может быть, они звенят, чтобы им не было скучно?

0902-132829_IMG_2027

Надо сказать, что молоко в Швейцарии необычайно вкусное, причем, я имею в виду самое обычное молоко в пакетике из магазина. Оно пахнет коровой и на вкус как парное, хотя пастеризовано. Что уж говорить о сыре, сортов коего насчитывается необычайное множество необыкновенной свежести.

В немецкоязычной части Швейцарии все напоминает Германию. Необыкновенный порядок, работа магазинов строго до 6.30 вечера, аккуратные домики, разбросанные среди полей и лесочков, идеальные дороги. Здесь повсюду висят плакаты, призывающие сохранять поля чистыми. Простите уж за пикантные подробности, но поля за коровами убирают. Конечно, делается это по большей части из соображения удобрения, но и просто для того, чтобы они выглядели КРАСИВО! Чем ближе к Франции, тем меньше убирают поля.

Природа в Швейцарии тоже разная. Ближе к Италии начинаются прекрасные хвойные леса. Здесь нас встретили реки с лазурной водой в скалистых ущельях, изящные виадуки, разрушенные замки рыцарей и горные тоннели. Ближе к Франции горы становятся выше, а коров пасут меньше.



0827-114709_IMG_1747 0827-115822_IMG_1751

Пожалуй, читать про то, как мы брали каждый перевал – это не очень интересно, поэтому остановлюсь лишь на самых забавных моментах, а именно…

Ночевки

Мы 2 раза ночевали в отеле – один раз в Женеве в конце маршрута и в каком-то городишке посередине. Дважды ночевали в кэмпингах – в итальянской части Швейцарии и возле Женевского озера. Все остальное время ночевали в палатке дикарями. Надо сказать, что ни одной палатки «в лесу» мы не увидели. Все байкеры ночуют в велоотелях или просто в отелях.

Найти место для двухместной палатки было делом нелегким, а уж фен-шуйное место – вообще почти гиблое дело, хотя, надо признаться, определенный фен-шуй был в каждом месте Smile
Проблема была в том, что кусочка земли размером 3 на 3 без уклона во всей Швейцарии практически нет, а если и есть, то они заняты пастбищами. Вот и приходилось селиться на неогороженных пастбищах в надежде, что нас никто не заметит и не выгонит. Нас никто и не трогал.

0824-092027_IMG_2780

Самыми фен-шуйными были 2-я и 3-я ночевка. Для второй ночевки мы взбирались на холм 100 м вверх на глазах у всей деревни. Но зато когда забрались, нас там ожидал обалденный вид на озеро и горы и еще огороженное место для костра, что было очень приятно в отсутствии газа. Утром мы добрыми словами вспоминали дядю Мишу, который одалживая нам свою чудо-палатку в обмен на наш гробик расписывал, что очень классно из палатки втыкать на природу, открыв один вход. Оцените сами!

0825-104850_IMG_1695

3-я ночевка была на плотине в зарослях ежевики. Это была первая из наших ночевок в стиле техногенный фен-шуй: на некотором расстоянии внизу гремели экскаваторы, а вверху шумел водопад, в котором мы с удовольствием искупались.

Ближе к концу маршрута нам пришлось повторить опыт. Встали мы на тихой полянки возле кустов, за которыми вроде как была какая-то заброшенная стройплощадка. Надо сказать, что накануне был тихий выходной день и ничего не предвещало, что в 5 часов утра в 5 метрах от нашей палатки включится огромный экскаватор, мощный прожектор осветит нашу палатку и вокруг начнут ходить суровые швейцарские гастарбайтеры. С трудом дотянув до рассвета (ибо в темноте нам было страшно, что сразу же у выхода из палатки нас раздавит какой-либо бульдозер), мы вылезли на абсолютно белую полянку, покрытую толстым слоем цементной пыли, ужаснулись и скоропостижно ретировались.

Один раз мы ночевали на берегу Рейна – того самого судоходного немецкого Рейна, который в Швейцарии являет собой стремительную горную речку с лазурной водой. В то, что берег Рейна представляет собой 50-метровый обрыв мы верить категорически отказывались, но карта нас не обманывала. В итоге благодаря нашей 500 метровке мы умудрились найти место рядом с дорожкой, по которой можно было за 10 минут спуститься к ледяному Рейну и совершить обряд омовения.

Кстати, ночевать в кэмпинге нас вынудили обстоятельства. Взяв перевал в итальянской части Швейцарии, мы стали спускаться с него и оказались в местах горнолыжных курортов с живописными сосновыми лесами. Там было очень красиво, но все это представляло собой национальный парк с табличками «Кэмпинг запрещен». После тщательных поисков мы в кои веки нашли место с идеально ровной поверхностью и без таблички. Только мы начали распаковываться, как обнаружили, что палатку пытаемся поставить на лунку для гольфа Rolling Eyes Из опасений получить с утра шариком по лбу и счет за помятую траву, мы поспешили удалиться. Т.к. дело было уже к вечеру и мы порядком устали, нам пришлось забуриться в первый же кэмпинг у дороги, отдать 20 евро за это удовольствие и еще сколько-то за теплый душ. Зато мы смогли немного постирать в теплой воде и поспать на ровной поверхности.

Стоянки на Женевском озере – это отдельная песня. Когда мы взяли последний перевал и начали спускаться к озеру, стало понятно, что тут находятся либо прекрасные ровные участки, но это частные виллы, либо пригодные лишь для ночевки стоя лесные массивы… Дело было опять-таки к вечеру и сил не было совсем. Мы уже почти отчаялись, когда нашли неогороженную забором возвышенность в центре элитного поселка с прекрасным видом на озеро. И вот тут-то мы и встали. Фен-шуй был по полной программе.

STA_2067

А на следующий день нам пришлось встать уже в кемпинге, т.к. ничейных мест вокруг озера нет в принципе и коров там тоже не пасут Sad Но зато кэмпинг на этот раз нам обошелся всего в 10 евро с бесплатным душем – красота! Кстати, это был французский кэмпинг, т.к. мы ехали по кусочку Франции.

В поисках еды-1

Конечно, следовало ожидать, что европейцы питаются по-другому, но я не знала, что они не едят гречку Shocked Первое время нам вполне хватало макарон, картофельного пюре и риса, но на 6-й день желудок запросил разнообразия. В общем, хотелось гречки… В практически бессознательном порыве я увидела пачку чего-то с картинкой приготовленного гарнира – ну вылитая гречка. Когда мы это вскрыли, выяснилось, что это какой-то ячмень грубого помола, ну а когда приготовили, пришлось съесть это блюдо практически через силу, заливая кетчупом, т.к. другой еды не было.

0830-173955_IMG_1972

Стоит отметить, что тушенки у них тоже нет в принципе. Приходилось удовлетворять потребность в белковой пище рыбными консервами, либо нарезкой и сосисками. Вообще, несмотря на обилие коров, мясо у них дорогое – примерно 1500 рублей за кг, неважно сырое или уже готовое, т.е. нарезка.

Зато все эти лишения с лихвой компенсировались обалденно свежим сыром, необычайно свежим молоком, сливками и фруктами, которые присутствовали в нашем рационе ежедневно.

В поисках еды-2

В какой-то момент нам захотелось устроить себе праздник и поесть в каком-нибудь приятном заведении. Дело было днем, около 3-х часов – хорошее время для обеда. Первые попытки найти заведение с горячей кухней показали всю безмазовость этой затеи. Как выяснилось потом, когда мы устроились в одну кафешку, где по совпадению была русскоговорорящая официантка, повар в кафе работает с 9 до 13 и потом с 18 до 22, а днем максимум что возможно – это холодные салаты и разогретый суп, видимо, оставшийся со вчера. И все это из соображений экономии, т.к. нормальные швейцарцы днем в кафе не едят! В общем, после сытного усыпляющего обеда нам пришлось продлить праздник и остаться в гостинице, при которой было это кафе Smile А на завтра нас ожидал 18-километровый подъем на высоту 2200м.

Еще пара слов…
0825-130904_IMG_1705

Швейцарцы (это в большей степени касается немецкоязычных швейцарцев) иногда не ленятся прорубать отдельные туннели для велосипедистов. Вот один из них – там спокойно пройдет поезд легкого метро. А рядом шумит туннель для поезда и для автомобилей вторым ярусом.

Надо сказать, что в автомобильных туннелях, ехать очень неприятно – узко и ооочень шумно. Тем не менее, на трассе абсолютно все водители крайне уважительно относятся к велосипедистам. Порой на узком серпантине мы создавали длиннющие хвосты автомобилей, которые плелись за нами со скоростью около 5 км/ч. И ни одного гудка или неодобрительного взгляда (наоборот некоторые на обгонах нас подбадривали, видя несвойственные для здешних мест утяжелители на наших багажниках).



0829-155253_IMG_1836 0829-155025_IMG_1831 0829-155856_IMG_1852

Нам удалось практически случайно посетить Чертов мост, где в 1799 Суворов доблестно победил французов. Конечно же, при виде мемориальной доски и российских флагов нас расперла гордость. Кстати там же, как это часто бывает, был ресторанчик, где можно было отведать бифштекс «Граф Суворов».

И напоследок

Европейские туристы – они не такие как мы. Они взбираются в перевал на шоссейниках, чопперах или спортивных мотоциклах или даже машинах, а потом усаживаются в кафешке, которая есть на КАЖДОМ перевале и потягивают там пивко с сосисками. У них нет даже мысли бросить своих железных коней и отойти на пару метров вверх или вбок, чтобы посмотреть на хоть в какой-то степени дикую природу. На одном из таких перевалов нам, например, удалось найти полянку высокогорной черники и сделать несколько красивых снимков Smile

0830-144502_IMG_1943 0830-150244_IMG_2866

Велосипедистов с велорюкзаками мы видели крайне мало, а уж с рюкзаками наших размеров не видели вообще…

0903-182852_IMG_2054 0903-193912_IMG_2066

А вообще Швейцария – страна потрясающе красивая, коей ее делают Альпы. В ней таится множество водопадиков, снежных вершин, девственных высокогорных озер… но чтобы до них добраться, надо избавиться от байка или по крайней мере, от 20-килограммового велорюкзака. Мне тысячу раз хотелось выкинуть к черту велик, надеть треккинговые ботинки и пойти в горы. И если мне доведется побывать в Альпах еще раз, я именно так и сделаю.

Сухая статистика

  1. Сроки похода: 22 августа – 6 сентября (14 полных ходовых дня)
  2. Пройдено: 707 км 
  3. Суммарный набор высоты: 33 км 
  4. Максимальный уклон (на который мы заехали верхом): 25% (благо длинной всего 20 метров Wink )
  5. Максимальная высота: 2294 м.

И все же пара слов про перевалы

Так уж вышло, что Димыч подсчитал трек и суммарный набор высоты только сейчас для отчета. До этого мы особенно не задумывались над тем, сколько же высоты набрали. На самом деле «серьезных» перевалов у нас было не так уж и много – всего 6, зато постоянная пересеченка сделала существенный вклад в набор высоты.

Итак, перевалы (эти цифры по велокарте, а не по GPS):

  1. Lenzerheidepass (1547) – подъем 15 км, относительный набор высоты 950 м 
  2. Oberalppass (2044) – подъем 16 км, относительный набор высоты приблизительно 1100 м 
  3. Sustenpass (2224) – подъем 18 км, относительный набор высоты 1300 м 
  4. Gr. Scheidegg (1962) – подъем 17 км, относительный набор высоты приблизительно 1350 м 
  5. Jaunpass (1509) – подъем 8 км, относительный набор высоты 670 м 
  6. Col de Jaman (1512) – подъем 9 км, относительный набор высоты 715 м 

__________________________

Я ранен светлой стрелой — меня не излечат