Дети зубров твоих не хотят вымирать...

Удивительные на свете есть места. Вот, например, территория нашей бывшей союзной республики Белоруссии. Не так уж далеко ехать, всего какая-то ночь в поезде, а ты уже попадаешь не только в другую страну, со своими национальными языком и денежной единицей, но и как минимум на четверть века назад, в атмосферу советского государства, в котором прошло твое детство. И от этого становится очень тепло и уютно, может быть потому, что снова ощущаешь себя ребенком, а дети как никто другой умеют просто радоваться жизни…

Катя Копотова, июнь месяц года 2009

Поезд № 131 отправился с Белорусского вокзала 11 июня в 23:34 и благополучно доставил нас в Барановичи утром (10:24) следующего дня. Потом была электричка до Волковыска (12:31 – 15:12), откуда мы и начали свой веломаршрут в Беловежскую пущу.

«Заповедный напев, заповедная даль…»

Заезжать в нее мы решили через Порозово, где, по собранной нами информации в I-nete, не должно было быть особых проблем с проникновением в заповедник. Сказанному верить. Проблем действительно не было, хотя местные жители от Волковыска до Порозова стращали нас злобными лесниками и бдительными сотрудниками служб госбезопасности на всей территории Пущи. Сами уроженцы этих мест, с которыми довелось пообщаться, в Беловежской Пуще не бывали, поскольку считали эту территорию закрытой для посещения.
Раскладку в основном покупали по дороге. В Порозове в магазине у церкви обнаружили наши любимые огромные конфеты белорусской фабрики «Коммунарка». На них и шли, без традиционных перекусов. В магазине нас предупредили, что сегодня у них день трезвенника, поскольку проходят выпускные балы.

Мы тут же затарились у них коньяком, на всякий случай. (Пить этот коньяк было практически невозможно.)

От Порозова свернули на Студеники. Это селение вытянулось рядами домов вдоль брусчатой мостовой, каждый камень которой долго резонирует в твоем подседельном штыре. На фонарных столбах живыми символами Белоруссии расположились аисты в своих больших гнездах-нахлобучках.

«Неприметной тропой пробираюсь к ручью…»

За Студениками грунтовая дорога ненадолго вышла в поле, потом завернула в лес и вскоре привела нас к окраине заповедника, о чем предупреждал соответствующий щит. Проехав немного дальше по лесной дороге, мы оказались на поляне, где стоял двухэтажный деревянный дом (видимо контрольный пункт), и откуда расходилось несколько дорог. Стражей порядка нигде видно не было, но дожидаться их мы не стали – и так уж было около десяти вечера. Выбрав нужное нам направление, которое оказалось, конечно же, за шлагбаумом, мы углубились в Пущу…

Нельзя не отметить тот чудесный лес, по которому нам довелось ехать. Разлапистые ели тянули к дороге с обеих сторон свои волнообразные игольчатые гирлянды. Молоденькие сосны гордо торчали вверх молодыми побегами-свечками. Сосны постарше – многовековые — вздымали ввысь свои могучие стволы, а дубы-колдуны торжественно шумели еще по-весеннему зелеными кронами.
Решено было доехать до реки Друнювка и встать там лагерем. Рек в Беловежской Пуще не много, и локализовать их не всегда просто, поскольку они имеют болотистый характер. Наша дорога несколько раз пересекала какие-то жалкие подобия заболоченных ручьев. Наконец, проехав очередное такое место, где хоть как-то струилась водица, мы остановились на ночлег, углубившись в заповедный лес (недалеко от отметки высот 161 м).

Палатки были поставлены на поляне под соснами с необъятным диаметром ствола. Костер жечь не стали – уважили заповедный режим. Ужин сделали на горелке, как и предполагали. Вокруг нашего лагеря вся листва под деревьями была разрыта кабанами. Их следы (и не только их) то и дело встречались нам на дорогах заповедника. По всему было видно, что зверья здесь много.

Погода весь день имела характер неустойчивой: низкая облачность, вот-вот начнет накрапывать. Но дождем все-таки вечер испорчен не был.

«Многолетних дубов величавая стать»

Ранним подъемом напрягать себя не стали и пробудились часов в десять утра. Солнечно и тепло. Появились комары, которых абсолютно не было ночью. Птицы безудержно пели. Куковала кукушка. А еще что-то неизвестное нам странно вздыхало в глубине леса.

Сегодня весь день можно посвятить Пуще.
Мы проехали до развилки на деревню Ощеп. Перебрались через реку по отреставрированному мосту, доехали до деревни Борки, и хотели было проехать через деревню Попелево, но попали на новую, не указанную на карте автомобильную дорогу (местами пока еще без покрытия), которая вывела нас прямиком на деревню Хвойники.
Из Хвойников по красивой аллее вновь въехали в заповедные леса и покатили по стратегической приграничной «магистрали», проходящей в 2–5 километрах от Польской границы. Ни одного погранца. Только время от времени то в одну, то в другую сторону мимо нас проносились лесовозы со стволами «многолетних дубов».

Погода продолжала нас радовать. Солнечный денек создавал приподнятое настроение, и километры летели незаметно. Однако, как только мы оказались в довольно посещаемом уголке Пущи – возле поместья Деда Мороза — погода начала портиться. Заморосил мелкий дождик, и мы решили пообедать в уютном деревянном кафе на свежем воздухе. Шашлык, блины и местный самогон нас совсем расслабили, а затянувшаяся непогода на несколько часов задержала нас в этом гостеприимном месте.

Наконец, мы продолжили маршрут, несмотря на проливной дождь. Далее по курсу была многовековая сосна в три обхвата, но ливень гнал нас вперед, заставляя чаще крутить педали, в сторону самого крупного на территории Пущи водоема. В такую погоду, к сожалению, посещение водохранилища не пробудило у нас никаких эмоций, тем более – желания искупаться. Мы лишь спугнули двух цапель, отлетевших от нас на безопасное расстояние.
По дороге попадались информационные щиты, рассказывающие о старой одноколейке, проходившей по территории Пущи, а теперь местами заасфальтированной, о редких представителях флоры или о стихийных бедствиях, обрушившихся на этот замечательный уголок природы.
Белорусы умеют придать особый смысл любым, даже незначительным, явлениям – лишь бы турист повалил. Нас поражали «Верхние склады» или «Последствия урагана … года», одним лишь фактом своим существования как достопримечательности. Организаторы подобных объектов явно позаботились о том, чтобы нам не было скучно. И мы это оценили. Так мы продвигались по Беловежской Пуще, находя свою прелесть во всем и даже там, где ее не было.
Но главный символ этих мест – зубры — еще оставалась впереди.

«У высоких берез свое сердце согрев…»

Заехав к Царской поляне, мы застали совершенно безлюдным огромный открытый очаг, окруженный навесом со стоящими под ним столами и лавками.
Погода не оставляла никаких надежд на улучшение. Все небо плотно обложило тучами, лил осенний холодный дождь. Время было уже вечернее, около шести. Посовещавшись, мы решили, что в питомник к зубрам мы пойдем завтра с утра, тем более, что к ним нас сегодня могли уже и не пустить. Решено было развести костер, благо в этом месте все к этому располагало: организованный очаг, рядом лежат наколотые дрова, крыша над головой. Грех отказываться от «плановой ночевки». Палатки поставили в соседнем лесу за Царской Поляной.
Вечером зажгли и сожгли все, что могли, чтобы обогреться и хоть как-то подсохнуть. Тем более, что тент, как водится, был забыт еще в Москве. Когда совсем стемнело, нашли кнопку, которая включила нам электричество в этом чудном месте, так что весь антураж стал походить на санаторный, с той лишь разницей, что обслуживающий персонал полностью отсутствовал. Довольно непривычно было осознавать себя в глухом лесу, ночью, пользуя блага цивилизации в виде освещения площадки, наколотых дров, деревянных навесов, притом абсолютно бесконтрольно и безвозмездно, то есть, даром. А может, это было особое проявление белорусского гостеприимства и такта? Как бы там ни было, за все это белорусам НИЗКИЙ НАШ ПОКЛОН.

Беловежская пуща сама знает, «пущать или не пущать» к себе гостей. Удивительно, но за все время пребывания в заповеднике (не считая нескольких машин и, конечно же, цивилизованных участков рядом с резиденцией Деда Мороза и зубровым питомником), мы не встретили ни одного человека, не то что лесника или пограничника.
Идеальные асфальтированные дороги, грунтовки с отличной проходимостью, специальная разметка на деревьях, указывающая разные веломаршруты, информационные щиты в местах, представляющих особый интерес для посетителей – вот то немногое современное вмешательство человека в этот заповедный край, помогающее узнать о нем чуть больше и увидеть все своими глазами за считанные часы.

«Унесу я с собой, в утешенье живущим…»

Утром, не возвращаясь ко вчерашнему очагу, на остатках воды на горелке приготовили завтрак и двинулись к зубрам.

Километров через пять снова попадаем в сильно туристическое место – вольеры с животными. Вход – 3000 зайчиков (около 33 российских рублей). Много народу, приехавшего на автобусах из других городов.

В этом мини-зоопарке мы наконец-то увидели зубров, как и оленей, медведей, лося, кабанов, но не сильно впечатлились от увиденного. Наверное, в природе зубр был бы все-таки другим, настоящим. А там был какой-то жалкий, замученный. Но все-таки был!

Из Пущи через Каменюки доехали по трассе до города Каменец, где посетили известную башню-музей 13 века, в стенах которой на 5-ти этажах разместился краеведческий музей.

Хотелось посмотреть еще Брестскую крепость, а до Бреста оставалось еще километров 50 и времени в обрез, чтоб доехать самим.
Взяли машину. В Бресте осмотрели крепость.
Добрались до вокзала. Хотели купить любимых огромных конфет – не нашли. Проще это было бы сделать на маршруте, в маленьких городках.

Погрузились в поезд № 28 и в 17:40 отправились из Бреста в Москву.

На станции Ивацевичи в нашем вагоне прибавление – Леня с группой велосипедистов.
Весело провели вечер и ночь в поезде. Теперь и белорусские проводники нас тоже не очень любят. Прибыли в Москву 15 июня в 09:20.
Пройденный километраж – около 150 км, из них по Беловежской Пуще – около 65 км.

Удивительные на свете есть места. Беловежская пуща – одно из них. Не знаю, есть ли на этой территории особый режим, мы этого так и не прочувствовали. Но вековые сосны с дубами, буйная растительность, многоголосье птиц, кабан, роющийся под каждым дубом, ну и конечно же ЗУБР там есть определенно!
И это знание мы унесем с собой, чтобы когда-нибудь, снова блуждая в Белорусских лесах, случайно наткнуться на этого могучего красавца и совсем не удивиться этому…

Катя

__________________________

Покоя нам нету.
Нам шум поездов — Подскажет сюжеты для будущих снов.