Черногория. Повествование. Фото-отчет.

Пусть эта картинка будет отдельно.

Теперь рассказ полный!!!. Самое интересное — взятие вершины, в конце.
Насколько пляжным вышел отдых — судите сами:

Часть 1. Прелюдия. Наблюдения.
Предварительные факты:
Участники: (я) Ольга, Лена (моя родная сестра), наша мама (Марина Вячеславовна), Оксана (моя школьная подруга), Марина (дочь моя) – 7 лет, Настя (дочь Оксаны) – почти 8 лет.
61,63 КБСроки:
Туда вылетели 14 июня в 13–25, самолетом Ил???, чартер. Полет 3,5 часа. Разница во времени – 2 часа.
Обратно вылетели 29-го в 8–00 (10–00 по Москве), самолетом Фоккер, чартер.

Скучать и спать в самолете не удалось – играли всю дорогу, в слова, в куклы, рисовали, собирали оригами.
Вообще, надо сказать, в самолете оказалось ооочень много детей. Со всех сторон раздавались крики младенцев, один из них всю дорогу пинался в спинку одного из наших кресел. Дети и взрослые вовсю знакомились друг с другом.
И не напрасно. Ехали мы дикарем, напичканные чужими рассказами и пока совсем не представляли себе, как будем устраиваться в незнакомой стране. Даже не решили пока в какой из приморских городов податься. В итоге один из пассажиров предложил нам этаж в одном из своих домов в Сутоморе за 35 евро сутки. Сам он дом еще ни разу не видел, так как летел в Черногорию как и мы, впервые, несмотря на то что его семья уже несколько лет там проводит сезон. В итоге, приземлившись, а затем и потусовавшись часик в аэропорту Подгорица, пытаясь понять на чем с кем и куда нам двигаться, мы все-таки решили ехать в Сутоморе. Вещи погрузили в машину к хозяину, а сами взяли такси за 60 евро. Еще один наш самолетный знакомый решил забрать свою семью из Петроваца и приехать к нам чтобы снять второй этаж дома. На том и порешили.
Нас встретила хозяйка. Показала дом, сказала – 50 евро в день и дом – ваш. Собственно он конечно большой, но две больших семьи в нём трудно разместить. Внизу 3 комнаты и летняя кухня. Вверху кухня, слитная с большой комнатой, кондиционер. Два больших балкона, виноград, хурма, смоковница, олеандры цветущие. Из окна видно море. Детям – раздолье, нам тоже. Только вдруг выяснилось, что воды нет…но есть у соседки, у нее резервуар. Решили – день ждем, вечер уже и искать с детьми еще что-то нет сил.

Вот он,дом, из-за деревьев только не видно балконов.

78,46 КБ

Так мы там и остались. На следующий день дали воду и неделю она исправно текла, даже стирать в стиральной машине можно было. Дом служил нам базой. Мы возвращались туда чтобы поспать, ну и иногда посидеть вечерком на красивом балконе.
Рядом с домом бродили ёжики и черепахи. А в последнюю ночь мы нашли в летней кухне небольшую скалапендру, а среди виноградной лозы, прямо рядом с местом, где сидели всегда на балконе за столом осиное гнездо (маму оса таки ужалила когда мы попытались срезать лозу).

147,61 КБ 140,55 КБ

Чтобы больше не возвращаться к рассказу про жилище, скажу еще, что воду-таки выключили на вторую неделю. Сначала ходили мы мыться к соседке, и воду для технических нужд у нее брали, потом уехали на север на 3 дня, а по возвращении уже и у соседки воды не осталось? В панике мы чуть не сняли маленькую квартирку рядом с морем на два оставшихся дня, но в итоге довольствовались душем и тазиками для постирки у хозяина. Дело в том что дом этот стоял на горе, выше хозяйского, вода до нас не доходила. Чем ближе к морю – тем больше воды. В общем это было самое неприятное во всей поездке и во всем доме. А еще забыла сказать, что до моря нам было около 700 метров.

А теперь, пока я не начала рассказ о наших поездках приведу несколько поразивших нашу русскую душу фактов:
1. При входе в каждый маркет есть крючочки (никаких шкафчиков), на которые все люди вешают свои сумки и спокойно уходят за покупками, у них даже мысли нет что кто-то может взять. Несколько раз я наблюдала велик рядом с магазином, довольно приличного качества, не пристегнутый, хозяин был в магазине. Машины на сигнализацию не ставят, хозяин даже оставлял в своей машине ключи. На пляжах тоже все могут вещи свои оставить и пойти куда-нть кушать.
2. Где бы ты что ни покупал, товар всегда упакуют с улыбкой на лице. (Вернувшись в нашу страну резко почувствовали контраст). Ну что все улыбаются друг другу и приветливы – это и так понятно.
3. Машину там поймать нереально. Возят исключительно таксисты, у обчных водителей просить подвезти бесполезно.
4. Курят там почти все и везде. Наблюдали несколько мамаш, кормящих младенцев и одновременно дымящих. У них нет мест, где курение запрещено и они не сморят кто с ними рядом. Надо отдать должное, что таксисты откликались на нашу просьбу не курить и терпели, и при этом не было ни намека на недовольство. В купе поезда закурила женщина, мама сразу раскрыла нараспашку окно – соседка сразу просекла и вышла покурить в коридор, спокойно, без недовольства.
5. Страна достаточно мусорная, очень часто встречаются кучи мусора, хоть нам к этому и не привыкать, но мы не ожидали это увидеть в почти европейской стране.

Население страны – черногорцы, сербы, албанцы, хорваты и др. балканские народы. Если выдишь что человек работает – он точно не черногорец. Они не умеют что-либо делать. В первый же день на мою сестру в доме упало стекло из шкафчика, которые собирали черногорцы, так было сделано.

С местным населением мы понимали друг друга также как в Карпатах – тот же славянский язык. Я вначале так и говорила – на русско-украинском. Английского там почти никто не знает. Мы использовали его при разговорах с иностранцами(чехами, словаками, словенцами, немцами, голландцами, японцами, норвежцами), но не думайте что их там куча, больше всего там местных на пляжах и русских очень много.

Ну и о дорогах. Полосы там уже наших, ровно в габарит грузовика, обочин почти нет. Фур я там не видела, но когда наш автобус поворачивал медленно-медленно на одном из серпантинов, впритык к обрыву, поджилки тряслись. На самом деле я присматривалась к дорогам на предмет самой взять машину. Пока рановато. Есть куски дорог прямые и спокойные, даже в туннелях наверно было бы не так страшно, а бывают куски, где две встречных разъезжаются впритык, с одной стороны скала – с другой обрыв. Ну и серпантины с поворотами 180 градусов. В общем-то, и на великах там было бы местами очень неприятно. Если еще вспомнить про отсутствие обочин…(то, что там иногда крутоваты подъемы, нас ведь не очень пугает?).

Еще скажу, что в приморских городах безумно много цветов. Везде олеандры с самыми различными по окраске и форме цветами, разные лианы и еще много-много всяких различных цветущих – ходи и любуйся! На рынке фрукты по цене как в Москве. Клубника нам не понравилась, черешня здесь вкуснее. Арбуз только 3-й оказался сладким, дыни вообще так себе. Инжир дорогой, хоть и растет в каждом дворе.

Черногорские ветра – удивительные. Днём все тихо и спокойно, ночью начинается ураганный ветер. Во сне иногда кажется что началась война, так все вокруг шумит и гудит. Иногда мерещится что дом уже унесло вместе с тобой, как домик Элли. В такие ночи спать страшно. Говорят что иногда ветра легкие пластмассовые стулья разбивают в щепки и уносят тяжелые, чуть не чугунные. Если кто оставил солнечный зонт, то на след день приходится покупать новый.

Часть 2. Старый город Бар.

А теперь о путешествиях.
В первый день (14), побросав вещи, мы пошли знакомиться с морем.
Неприятно поразили помойки по пути, сам пляж был грязным. Зато море оказалось чистым и прозрачным. Очень соленое, но теплое. Поразившись мусором на пляже мы задумались о смене жилища, но местные уверили что эта грязь после шторма и что на след день ее не будет. Впоследствии мы не замечали помоек и пляжи вроде были чище (может глаз замылился?), только пару раз прибрежные воды вдруг наполнялись самым разнообразным мусором, в нем было очень неприятно плавать, но он постепенно, в течении часа куда-то исчезал.
В первые несколько дней было слегка прохладно и мы наслаждались погодой, а дальше началась жара.

Смотрите, какое прозрачное море:
57,72 КБ 71,77 КБ 65,75 КБ

Во второй день(15) мы исследовали инфраструктуру, валялись на пляже, а вечером пошли гулять на скалу, где ранее обнаружили разрушенную крепость. Но быстро стемнело и на крепость мы смотрели уже при свете луны и звезд, при этом нам открылась потрясающая ночная панорама Сутоморе и порта Бар.

70,33 КБ 83,38 КБ

Мы решили, что будем ходить на пляж через день, отдыхать, и через день что-нибудь посещать, иначе ничего не успеем. И вот на следующий день(16) мы взяли такси до Старого города Бар. Город полуразрушен, только несколько зданий там используется сейчас, в том числе христианский храм. Постройки этого города датируются 11–20 веком. Впечатляет большой акведук 18 века. К нему мы смогли пробраться чуть ли не через чей-то огород, так близко к нему подошло человеческое жильё. Удивительно – живут люди рядом вот с такой панорамой и такими архитектурными памятниками. Вот такие у них будни.

Вид с крепости:
187,21 КБ

Вид на старый город Бар снизу:
139,93 КБ

Ну и в самой крепости:
571,18 КБ
Несколько раз мы видели вот таких вот змей:

105,87 КБ

Обнаружили недалеко от крепости несколько гигантских кедров с большущими шишками и наростами растения-паразита. Пообедали в замечательном ресторане примерно на 60 евро на всех. Маринка, которая всегда страдает от отсутсвия аппетита, ела с аппетитом все – и разное мясо и рыбу и сокрушалась что больше нигде так не готовят. Сам ресторан похож на музей. Потом мы еще погуляли (в том числе по кладбищу?) и на такси уехали в Сутоморе, где еще успели окунуться в море.

106,21 КБ

печка в ресторане:
98,38 КБ

Часть 3. Сутоморе. Ульцин.

Назавтра(17 июня) мы отдыхали, жарились на пляже, охлаждались в море, а также повторили подъем на скалу в дневное время, погуляли среди красивых сосен, полазали по развалинам, понаслаждались видами и, спустившись, снова искупались. Море немного волновалось и мы прыгали в волнах.
Вот так наши дети на пляже развлекались:
65,10 КБ

А это там такие оливковые деревья:
97,63 КБ

В сутоморской крепости:
110,09 КБ 94,05 КБ 100,23 КБ 92,44 КБ 92,91 КБ

Море и скалы:
117,66 КБ 116,16 КБ 111,50 КБ

96,43 КБ 91,82 КБ 64,23 КБ

Чудный носорог:
89,64 КБ

18 июня. Следующим пунктом у нас был город Ульцин. Самый южный город Черногории. Добрались мы туда автобусом до Бара, потом другим автобусом до Ульцина. В населении Ульцина уже преобладают мусульмане и туристов там гораздо меньше. Зато там есть большущий песчаный пляж (так называемая Велика Плажа), на который мы так и не попали, а только видели малый пляж (Мала Плажа), состоящий из того же мельчайшего серого песка. Но полежать на песочке нам не пришлось. Был шторм и дождь.

43,47 КБ 66,21 КБ 87,52 КБ

Но зато мы посмотрели старый город, до которого доехали на такси. Зашли также в музей – крепость и в православный храм (в нем оказалось удивительно тихо, как будто весь мир вокруг исчез). А еще мы наблюдали за бушующей стихией из рыбного супер-ресторана, в котором оставили 150 евро и отведали разной рыбы, креветок, кальмаров и др.морской живности.

76,21 КБ 96,82 КБ

Ресторан находился на террасе-скале и из него открывался прекрасный вид бушуещего моря.

35,10 КБ 50,55 КБ 59,66 КБ 40,51 КБ
44,07 КБ 66,80 КБ 37,23 КБ 51,09 КБ

Старый город — крепость:
74,28 КБ 77,76 КБ 64,87 КБ 74,58 КБ 58,29 КБ 51,99 КБ

Это был первый день, когда нам не удалось зайти в море. Зато мы увидели как растет киви:
86,47 КБ

и вот такой вот клин:
35,13 КБ

полюбовались заходящим солнцем:
39,54 КБ 40,71 КБ 38,01 КБ

Всю дорогу домой мы тоже любовались:
46,25 КБ

Следующий день(19 июня) – день традиционного пляжного отдыха, возможность порезвиться детям. Купили им очки и теперь они только и знают что ныряют и плавают под водой. Смотрят на рыбок и достают камушки.
Некоторые из нас еще поднимались вверх по горе – гуляли в соснах.

Часть 4. Боко-Которская бухта.

Ну, на месте больше одного дня мы сидеть не можем, поэтому следующий пункт – Котор.(20 июня) В автобус до Котора мы сели утром в самом Сутоморе, после чего около двух часов ехали вдоль всего побережья. Увидели из окна автобуса и Петровац и Будву и остров Святого Стефана и еще много-много всего. Везде горы обрывы и море, везде потрясающие панорамы, красота. Увы, на фотоаппарат этого не снимешь из окна. Выйдя из автобуса мы увидели вот такую крепость.
78,82 КБ

Эх, подумала я, наверно никто не захочет лезть на такую головокружительную высоту, ну хоть так посмотреть, пофоткать. Но опасения были напрасны, наши ноги сами нас туда повели. Каждый думал, ну сколько пройду, столько пройду.
Главное, что у нас впереди был неутомимый меленький человечек – Настёна, которая неслась вперед со скоростью света, как будто не замечая, что идет круто вверх. За ней еле поспевала Лена. А дальше я с Маринкой, которая очень грустила, что не успевает за авангардом. Солнце жарило невмоготу, а никто не догадался воды взять с собой – только соки (я же не предполагала что мы туда полезем), наверху мы нашли таки воду — 0,33 за два евроSmile. За нам шли мама и Оксана. Им было тяжелее всех. Мама в какой-то момент решила что все, не дойдет, но посидела в тенечке. Отдышалась и дошла маленькими перебежками. Чему ужасно радовалась! В общем-то стоило туда подняться ради таких видов:
174,41 КБ

и многих-многих маленьких деталей:
392,25 КБ

Улочки внизу в старом Которе очень-очень узкие, а для просушки белья там натянуты веревки между домами.

Обратно мы доехали до Будвы и там разделились – у Оксаны, по видимому, был тепловой удар и она поехала скорее домой, а мы пошли купаться на пляж Будвы. Там оказалось ооочень хорошо. Очень спокойная, прозрачная теплая вода, мелкая галька, почти как песок – наслаждение. Ну и хоть с Будвой познакомились.
8-й день (21) пребывания мы все же не смогли просто пойти на пляж – пошли не просто. Искали дальний пляж с лечебной глиной, до которого оказалось довольно долго идти по самому пеклу через поле. Пляж нашли, даже глину откопали, но в воде было много крупных камней, среди которых поджидал лену морской еж. Она просто на него наступила и весь отдых на этот день для нее закончился – весь остаток дня она дома вытаскивала графитовые кусочки из ноги. А мы все-таки вернулись на городской пляж и замечательно накупались с детками.

Часть5. Скадарское озеро.
46,20 КБ

Очередной день (22 июня) несмотря на тяжелую дорогу вызвал у нас немало восторгов.
Автобус + такси по жесткому серпантину и мы на пляже Скадарского Озера – самого большого озера на Балканах.
Здесь небольшая деревня Муричи, в которой почти все мусульмане. Вдоль берега проходило несколько женщин, все в черном, мужиковатого вида. Здесь работают только они.
Рядом ресторанчик, в котором сидят только мужчины.
Нам поначалу было не по себе, но потом мы расслабились – людей почти не было, никто на нас не обращал внимания.
64,53 КБ

Зато утки подплывали, а потом и подходили совсем близко, за ними гуси, ослы .
85,86 КБ 58,13 КБ 44,01 КБ

Чайки позировали на столбиках.
32,48 КБ

Вода сравнима по температуре с воздухом, из нее вылезать не хочется.
79,50 КБ

Куча мелкой рыбы плавает под ногами. Периодически выдны лодки рыбаков – говорят там очень много рыбы!.
39,71 КБ

Совсем недавно я смотрела через Тиссу на Румынию, теперь я смотрела на Албанию – она на другом берегу озера. Посмотрите и вы:
60,07 КБ 44,92 КБ

А это левый берег, уже не Албания, а та же Черногория:
51,12 КБ 49,92 КБ

В ресторане нас кормили снова рыбой.
Очень не хотелось уезжать из этого рая, тем более что дорога обратная тоже тяжела(хоть и живописна) – укачало всех.
64,12 КБ 65,79 КБ

В Вирпазаре оказалось что на автобус мы опоздали. Ждали следующего, гуляя в округе.
79,36 КБ 76,37 КБ 64,93 КБ 49,04 КБ

Следующий пришел с опозданием на полтора часа, переполненный до краев. Здесь мы столкнулись с первым хамством – мужик с теткой отталкивали наших детей, чтобы самим упихаться в автобус. Но, кажется это была единственная встреченная нами злая пара(может не местные?) В автобусе люди пели песни, дружно смеялись над неурядицами и вообще излучали оптимизм. Детей наших посадили на колени, угостили бананами.
Последний день(23 июня) перед мини-путешествием – день пляжного отдыха и сборов на север.

Часть 6. Марш-бросок на север.
11-й день(24) мы начали очень рано – в 5 утра у нас уже отходил поезд на север, в заповедник Дурмитор. В поезде купе с плюшевыми сидениям, но очень старыми и грязными. Туалеты не закрываются, в них лужи, спуск не работает – бррр.
Остановки в поезде не объявляют, поэтому пришлось все время ориентироваться. Чем в общем-то занимались дети. Я их совсем чуточку контролировала.
42,05 КБ

Остальные спали, а зря. Поезд едет сквозь бесчисленное количество туннелей, по краю пропастей. Из окна можно снимать такие виды:
70,12 КБ 46,23 КБ
Проехав несколько тоннелей поезд устремился на этот мост, а еще через некоторое время был виден уже следующий:
42,73 КБ

Стремно, но захватывающе. По приезду в Мойковац оказалось, что автобусов до Жабляка нет, можно ехать на перекладных, но ближайший автобус до каньона тоже только вечером. Ну что же, нам не привыкать ездить на такси. Бедный мой ребенок, на таких горных дорогах ей никакие таблетки от укачивания не помогают. Впрочем, всем было не сладко. А каньон стоило посмотреть.
84,35 КБ и с др стороны: 132,77 КБ

Мне еще очень хотелось бы проехаться вдоль него на велосипеде, посмотреть из разных точек. Переночевать на берегу Тары. Недаром этот каньон второй по величине в мире. В общем, смотрите.
80,32 КБ 88,23 КБ 66,67 КБ

Мост Джуржевича:
65,27 КБ 98,92 КБ 78,65 КБ 72,09 КБ

Ожидая автобуса мы успели спуститься вниз, но оказалось не к Таре, а к ее притоку – ручейку.
89,50 КБ 61,11 КБ
Зато живность повидали и землянику. Жара стояла невыносимая, в туристическом центре мы обнаружили в будке с туалетами душ – хоть как-то себя возвратили к жизни. А в умывальнике мы нашли маленького скорпиончика.
С расписанием у них там все примерно, автобус пришлось долго ждать. Вместо него пришла маршрутка, в которой нас всех окончательно уболтало.
Под конец дня мы долго искали жилье в Жабляке, в итоге, обратившись в агенство нашли шикарные апартаменты с тремя спальнями и большой гостиной, слитной с кухней. С теплой водой (ура!! Мы любой были рады).
Смотря, как умаялись детки я всю себя изругала, что мы потащили их сюда. Здесь даже негде купаться. Здешнее Чрно жезеро(черное озеро) ледно(холодное), по словам местных.
Вообще Жабляк – это горнолыжный курорт, этаж в доме, который мы сняли за 60 зимой стоит от 80-ти и выше. До подъемников надо ехать 5 км, впрочем хозяин возит.
Детки в доме оживились и весь вечер играли. Обещали им на след день взять в прокат велосипеды. Все-таки решили оставить их с бабушкой, а самим утром рано уйти в горы, хотя еще долго сомневались.

Последняя часть. Восхождение.

Ну вот и настал этот день – день-кульминация всей поездки. Рано утром (25 июня) мы выехали на хозяйском паджерике на седловину. Надо сказать что эта дорога нас тоже впечатлила — издалека видны горы, изрезанные серпантином гладкого асфальта.
56,15 КБ 54,76 КБ
если приглядеться, то на втором изображении можно разглядеть как разрезана гора.

Восхождение началось. Честно говоря, на всем протяжении оного у меня постоянно возникал в голове вопрос – а пройду ли я здесь с великом. Ну что ж, есть кусочки, где даже можно немного проехать, есть…
62,57 КБ
ну, в общем-то снег ведь нам не страшен. В некоторых местах наверно можно велик вдвоем перенести через груды камней. В общем до главного взлета как-нибудь наверно можно добраться. А дальше…
В общем смотрите:
48,00 КБ 65,82 КБ 71,37 КБ
67,82 КБ 95,33 КБ 61,32 КБ
На последнем подъеме я обнаружила вбитые крючья, вообще там конечно было страшновато идти.
Было и такое:
90,28 КБ забавно было там пробираться, пока не возникла мысль, что эта глыба снега может вдруг обрушиться.

Тропа везде меченая (была мысль, что зимой все метки под снегом – придется ориентироваться).
58,91 КБ

Главная вершина – Боботов Кук, 2523. Мы покорили ее! Встретили группу из Чехии – трое ребят, потусовались и пообщались с ними прямо на вершине.
59,98 КБ 54,34 КБ

Вид на Жабляк и Черное озеро с вершины:
61,11 КБ

Вид на Боботов Кук(самый высокий зуб):
72,14 КБ

Встретили словенцев. Кого бы мы ни встречали, все были в вибраме, с ледорубами и альпенштоками, не то, что мы – в кроссовках и кедах.

Шли туда мы 3 часа, обратно 5,5 — 6 до самого дома. Обратная дорога гораздо сложнее, много сыпухи, больше снегов, скалы.
Красота вокруг необыкновенная.
Горы все разные – и слоистые, и зубовидные скалы.
67,50 КБ 84,82 КБ 89,95 КБ 86,87 КБ
52,24 КБ 74,49 КБ 57,67 КБ

Злено жезеро действительно зеленое:
64,62 КБ

Море цветов, самых-самых разных.
82,82 КБ 82,89 КБ 54,94 КБ
62,89 КБ 33,44 КБ 71,35 КБ
80,64 КБ 80,88 КБ 93,63 КБ
70,90 КБ 83,26 КБ 106,32 КБ

Наконец-то я здесь почувствовала себя в своей тарелке, наедине с природой, с этой красотой. За спиной рюкзак, под ногами – тропа….

Встретилось нам стадо овец(мелкие точки — видно?),
73,63 КБ 54,08 КБ

а чуть ниже и пастуший домик, в котором мы купили много вкусного, сладкого овечьего молока и сразу его выпили. Чуть ниже был лес – с елями, соснами и вязами, горная речушка. Напоследок искупались в Черном озере, не такое уж и «ледно» оно было.
Дома нас встретили соскучившиеся дети, видевшие белку, нагулявшиеся и наигравшиеся. Маринка была с разбитыми коленками – с велика упала.
На след. день мы посетили еще вершины – Савин Кук — 2143(собственно с горнолыжными трассами) и Кулину-2313, поднявшись в основном на подъемнике.
Вид с Кулины на Чрно жезеро:__________Вид на восток(после вершин кажется, что там небольшие холмы):
62,75 КБ 51,71 КБ

Здесь у нас было еще одно происшествие. Я и Оксана с детьми собирались в этот день уезжать. Поехали с горы домой раньше, чтобы собраться. Мама с Леной пошли вниз пешком. Проезжаем мы над ними, и вдруг вспоминаем – ключ-то у мамы. Кричим ей об этом. А идти там не меньше часа, точно. Приезжаем вниз, ждем, когда за нам приеде машина. Вдруг… совершенно неожиданно приносится Лена (прилетела она что ли). Она неслась к нам на всех парах, подвернула ногу. А подъемники включаются только чтобы кого-то поднять/спустить, передают сколько человек по рации, когда они доедут – выключают. Есть еще промежуточная станция, которую только зимой обслуживают. Так вот, мама запрыгнула в креселку, немного проехала, а когда мы доехали, подъемник вырубили. Она там и болталась…. Хорошо Лена еще не сильно вниз ушла – докричаться можно было.

Следующее приключение – такси. Заказали на 16–00. Нет такси, звоним – говорят накладки, 16–30. И так далее. Даже представитель подъезжал к нам, говорит – чекайте, спеете на воз.(ждите, успеете на поезд). До Мойковца ехать час, заказали такси мы с запасом. Нет и все, только обещаниями кормят. Заказали мы другое такси – нет такси. Два часа ждали, все, ровно час остался. Подходит женщина, дает нам визитки – турфирма какая-то. Мы говорим – нам такси нужно, поезд уходит ровно через час. Сейчас, 3 минуты будет таксист – быстро повезет, успеете. Он был через три минуты. Помчались. Удивительно, он хоть и вел быстро, но аккуратно, попалась нам по дороге газель – не хотела пропускать, мы только высунемся на обгон– она нам преграждает дорогу, на середину дороги выезжает. Опоздали на две минуты? Но и поезд опоздал – на десять. На след день мама с Леной ехали, у них одного поезда вообще не пришло.
Пока мы были на севере, на море была 40-ка градусная жара и когда мы в 11-ть вечера вышли в Сутоморе из поезда, дышать было нечем. Намного охладились в море. Дома(он же на горе) оказалось попрохладнее, но беда-беда – не было воды. Помылись кое-как остатками из бутылок.
Дальше вроде и рассказывать нечего – два дня на пляже плюс закупка сувениров и вин. Последняя ночь в сборах. И мы в Москве.
Честно говоря, приятно возвращаться в родную страну. Я первый день умилялась. А потом как дала по ушам родная речь…. На улице, в электричках магазинах. Как услышала первое хамство в магазине. Не подумайте, что обратно захотелось, нет, просто улыбнулась внутри. Хочу теперь, очень, на наш север.

Р. S. Забыла рассказать, что вообще в Черногории у нас были проблемы с Черным чаем — его там нет ни в кафе, ни в магазинах. Вот, что мы нашли с трудом: