Финляндия 2008/ Небольшие заметки

1500 км и мы в Лапландии!

Из Москвы мы выехали в 6.00 и уже около 7 выехали за пределы МКАД по Ленинградке. Ехалось хорошо, светило солнце, а GPS постоянно верещал встревоженным голосом «Вы превысили разрешенную скорость». За 4500 км мы почти сроднились с этой штукой, так что когда мы ее отдали Женичу назад, без ее хриплого голоса стало грустно…

Дорога была тяжелой, постоянный поток фур, в особенности автовозов, который невозможно спокойно обогнать на 60 лошадях. После Твери трасса стала очень плохой, в районе Новгорода просто безобразной, местами трехполосной без разметки. После Новгорода до Питера нормальное 4-х полосное шоссе. В Питере мы немного потупили и направились в Выборг, где планировали переночевать.

Дорога Питер-Выборг заняла 1,5 часа и убила n-е число нервных клеток у нас обоих. Двухполосное шоссе полностью занесено снегом, машины едут по колее, снег падает огромными плюшками на лобовое стекло, не видно ничего. На полпути некоторые фуры сворачивают в мотель, поскольку ехать неприятно. Некоторые фуры и легковушки уже в кювете или глубоко на обочине в снегу… Наконец мы приехали в «Кировские дачи» — небольшой мотель на 10 номеров разных категорий, очень уютный, тихий и недорогой.

Утром выдвинулись в 7.30 в сторону Светлогорска. Дорога там, конечно разбитая, зато живописная и совсем нет машин. В километрах 20 от границы нас осенило, что у нас всего полбака и въезжать в Финляндию, где литр бензина стоит 50 руб (1.4 евро), с пустым баком – непростительное раздолбайство. К счастью, в Светлогорске оказалось аж 3 заправки и еще автосервис, где мы помыли свою машинку. Димыч начал паниковать, потому как на часах было уже 10.30, а границу пересечь он хотел как можно раньше.

На удивление все таможенно-пограничные формальности у нас заняли минут 10 – проверили паспорт, взяли декларацию, спросили чего в багажнике и пустили. Затем Duty Free, где мы затарились разными сортами финского пива, а финская граница заняла вообще минут 5.

В Финляндии

Следующий пункт нашего маршрута – г. Йоэнсуу, где у нас был забронирован хостел. Туда мы прибыли ровно в 13.00 (по финскому времени). Получив номер и немного потупив (ну куда ж без этого), мы отправились в Коли, где хотели опробовать финские лыжные трассы.

Дорога в этот курорт, после того как мы свернули с шоссе, была очень живописной. Узкая почти проселочная дорога петляет по сопкам вверх-вниз, и каждый раз открывается новый захватывающий вид. Пожалуй, там мы получили первые и самые яркие впечатления от финской природы.

Поднявшись на гору Коли на своеобразном шаттле, мы были просто сражены открывшимся нам видом. Вот они, те самые сугробы, камни, снежные макушки, которые смотрят с рекламных проспектов. Естественно, лыжи были заброшены в машине и больше о них не вспоминали; любуясь на закатное солнце и проваливаясь по колено в снег, мы скоротали остаток дня.

Вечер был завешен отменной копченой рыбой из магазина с финским пивом перед телеком, по которому показывали американский сериал. Почему сериал? Дело в том, что финны, видимо в силу замкнутого образа жизни, очень говорливы, и эта их говорливость проявляется и на телевидении, и на радио. Единственная волна, которую мы могли слушать – Радио Рок. На всех остальных станциях после каждой песни начиналась получасовое разглагольствование финна или финнки.

На следующий день в 4 мы прибыли к хозяину нашего коттеджа – общительному финну, который заведовал трактором, дровопилкой и собакой. Он был очень рад нас видеть. Я его конечно же спросила «Do you speak English?». Он очень удивился и продолжал дальше лопотать на своем забавном языке. Он показал нам наш коттедж, находившийся в 100 м от его дома на берегу большого озера, долго и с интересом о чем-то рассказывал, но мы поняли только, что, пользуясь сауной, надо открывать заслонку, а пользуясь плитой, использовать вытяжку. Потом он достал из угла толстую папку с бумагами и спросил жестами, на каких лыжах мы катаемся. Мы показали, что на беговых, и тут он вынул карту укрепрайона и начал рассказывать, где тут какие трассы. В общем, когда он утолил свою жажду общения и покинул нас, мы пошли фоткать розовый закат на нашем озере.

Не буду описывать чем мы занимались каждый день – примерно одним и тем же: катались на лыжах, жарили сосиски, грелись в сауне, ели копченую рыбу с пивом или глинтвейном… Остановлюсь только на некоторых моментах.

Лыжи

Р?ка – это горнолыжный и лыжный курорт. На самой высокой сопке (493 м) находятся подъемники и трассы, а внизу этой сопки, по близлежащим не менее выдающимся сопкам (491) и окрестностям нарезаны трассы для беговых лыж (250 км). Почти все трассы для конькового хода, по краю которых нарезана лыжня для классики. Трассы, как правило, имеют направление и все они соединены между собой, что очень удобно. На пересечениях всегда стоит указатель и карта трасс, где отмечены расстояния, кафешки и чумы, сложность участков.

Почему финны хреново выступают на лыжных соревнованиях? Потому что они на лыжах не спортом занимаются, а гуляют! – они не ломят в гору, а спокойно восходят, и вообще сложные трассы популярностью у них не пользуются. И в этой связи у них есть отличная традиция ставить на лыжных трассах кафешки и места для отдыха. Кафешки в финском понимании – это место, где можно выпить чаю, горячего шоколаду, черничного киселю или кофе (их любимый напиток) и съесть булочку (у них ОЧЕНЬ вкусная и разнообразная выпечка). Место, где можно поесть, называется ресторан – тут все четко.

Кафешки, конечно, стоят не везде, а там, куда на машине можно подобраться. А вот на горе, куда ты, пробежав предварительно 20 км, ползешь еще 5 вертикально вверх и приползаешь весь в пене и мыле, находятся чумы – хатки человек на 6–10 с костровищем посередине. Рядом имеется туалет и домик с заботливо заготовленными дровами, где лежит колун Fiskars и пила. В самом чуме есть также спички, нож и длинные вилки (типа шампуров) для жарки сарделек на огне. И какой же это кайф есть эти копченые сардельки, запивая чаем из термоса!

Такие домики разбросаны везде на трассах. Бывают открытые костровища, где тоже можно и нужно жарить сосиски, имеются дрова и вилки, а на сиденьях расстелены оленьи шкуры.

Национальный парк Оуланка

Один день мы решили сделать перерыв в лыжах и отправились на прогулку в национальный парк. Парк начинается в 40 км от Руки и проходит до Российской границы, а там переходит в наш Паанаярвский национальный парк. Он вытянулся вдоль реки Оуланка, по которой летом сплавляются. Парк организован для пешего туризма – по нему проходит Медвежья тропа 80 км, на всей протяжении которой имеются домики для ночевки с печкой, посудой, дровами и туалетами.

Мы собственно, прогулялись 10 км с одной стороны парка, а потом сделали еще круг в 15 км по другой части – размяли ноги, посмотрели на замерзшие пороги и водопады, походили по подвесным мостам и просто полюбовались природой.

Олени

Индустрия отдыха в Руке очень развита. В разных брошюрах предлагаются всевозможные сафари на оленях, хасках, снегоходах, снегоступах. Очень популярны путешествия в «дремучие леса» России (до которой всего 40 км) на охоту и рыбалку.

Мы решили не выпендриваться и просто покататься на оленях, благо оленья ферма была недалеко от коттеджа. В проспекте было написано, что катание на оленях состоится по средам с 14.00 до 15.30. Предварительно мы узнали, что это будет стоить 10 евро. Супер! За 10 евро за 1,5 часа можно сгонять в Россию и вернуться. Пришел оленевод, покормил оленя ягелем, запряг оленя, посадил нас в сани, вручил поводья и пнул оленя под зад. Олень пошел, таща санки и 150 кг наших тушек, смешно виляя попой с маленьким хвостом. Тут мы поняли, что он бежит по протоптанному кругу, длиной метров 200, с которого он никуда не свернет – вокруг сугробы. Короче после второго круга оленевод дал нам покормить оленей и взял с нас 20 евро Smile И мы поехали кататься на лыжах J

Больше кататься на животных почему-то желания не возникало.

Хельсинки

Проведя 10 дней наедине с природой и лыжами, мы рванули в цивилизацию. Дорога от коттеджа до Хельсинок (850 км) заняла у нас порядка 11 часов. На перекус мы остановились всего 1 раз на заправке. Заправки у них в большинстве случаев – это центр цивилизации! Практически на каждой есть кафешка и магазин ГСМ, а на крупных – ресторан быстрого обслуживания и супермаркет.

Хельсинки нас абсолютно не впечатлили, хотя, может, нам с погодой не повезло – было облачно и очень ветрено, продувало до самого мозга, а финны спокойно ходили без шапок! Есть там красивые архитектурные памятники, но в большинстве случаев – это серенькие квадратные дома. Город невысокий, высотных домов мы, кажется, вообще не видели. Очень красиво с воды смотрится Успенский собор на площади Александра II – вообще, с воды город, на мой взгляд, симпатичнее.

Были в крепости Суоменлинна – шведском форте, завоеванным русскими. Русские там оборудовали сухой док и до сих пор там финны чинят останки лодок.

Таллинн

Увы, купить круиз Турку-Стокгольм-Турку не удалось, поэтому мы еще в Москве купили круиз на паром Viking Line в Таллинн с одной ночевкой на борту.

Лишние вещи мы оставили в машине на бесплатной парковке, взяли только рюкзачок с картами местности, пивко и пошли на паром. Паром представлял собой огроменную 7-палубную посудину. На пути в Таллинн мы не стали изучать все злачные места на пароме, а пораньше пошли спать.

С судна нас выгнали в 7 утра, за что им спасибо. Мы как всегда жили по принципу «Кто рано встает, тому все круто» и в рассветных лучах солнца вступили в Старый город Таллинна, вымощенного брусчаткой. Рано утром на улицах почти никого нет, тишина и красота. Мы успели обойти почти весь нижний город, зайти пару раз в кафешки (в Таллинне кафешки значительно дешевле, чем в Хельсинки и в Москве). Часов в 10 откуда-то вылез народ и здоровенная городская стена, мимо которой мы проходили с утра, превратилась в ярмарку.

Старый город очень небольшой и уютный, будто игрушечный. Нам там очень понравилось. Почти все говорят по-русски и к русским нет никакого негатива со стороны эстонцев. Тетеньки в киосках очень любезно объясняют, куда идти, на каком автобусе доехать. Это приятно Smile

Побывали на причале Пирита, где проходила парусная регата во время Олимпиады-80, поглядели на холодное Балтийское море…

Обратный путь на пароме был более жесткий. Поскольку каюты у нас не было, пришлось искать себе посадочное место, коих было не много. Эстонцы, значительно преобладавшие в числе пассажиров, тут же заполонили все игровые автоматы и дискотеки, потом они переместились в магазин Duty Free, где затарились пивом и прочими забавными напитками и под конец некоторых извергавших поток слов на родном для нас языке с парома уже выносили…

Выборг

По дороге из Хельсинки в Россию нас поразила огромная очередь из фур, выстроившихся километрах в 40 от границы (Ваалимаа-Торфяновка). Мы уже рисовали себе жуткие картины, как проведем несколько часов в многокилометровой пробке. Но на финской границе машин не было вообще и фур тоже, и зачем они выстроились гусеницей вдоль шоссе непонятно. Граница заняла 5 минут.

В Выборге мы провели всего полдня. Побывали в выборгском замке – он в довольно запущенном состоянии, хотя сейчас местами реставрируется, залезли на смотровую площадку.

Город сам в унылом состоянии Sad Похоже, что дома там со времен завоевания Финляндии русскими у шведов не реставрировались и в центре города стоят кусочки домов без крыш, без стен… Там же во дворе одного из ветхих полудеревянных домов нашли довольно любопытную постройку – высокую башню неправильной формы без окон, с часами и смотровой площадкой. Оказалось потом, что это сторожевая башня с колоколом наверху. Мы думали, как бы в нее попасть? Увидели небольшую дверь, но вроде как на замке… Потом из нее вышел мужик и сказал что он Директор башни, и что если мы хотим на верх на смотровую площадку, надо ему заплатить по 50 р. на восстановление. Мы с ним спорить не стали и полезли наверх. Вид оттуда нам почему-то понравился больше, чем вид из замка.

Дороги в Выборге – это отдельная песня. Странно, что мы нигде не обнаружили вывесок «Хадавик» и «Вулканизация» — были бы очень к месту. Хуже дорог мы не видели нигде, даже под Новгородом.

Выборг город старый и интересный. В нем сохранился дух эпохи, но лучше приезжать туда летом – он наверное значительно симпатичнее.

Пара полезных советов

Берите с собой карточки Visa electron или Maestro. Дело в том, что у финнов они более распространены, чем более престижные в нашем понимании Visa, Visa gold, Master Card и т.п. Например, некоторые продуктовые магазины принимают только electron и maestro. В ряде случаев моя Visa Gold не срабатывала, правда ее выпустил совершенно отстойный банк Юниаструм (да простят меня наши земляки – армяне J)

Заправки. В большинстве случаев они автоматические, т.е. без кассира. Они принимают купюры и карточки, причем только Visa electron и Maestro. В нашем случае все заправки, куда мы сували нашу карточку, категорически отказывались принимать пин-код. В итоге нам приходилось постоянно искать заправки с кассой, т.к. тратить наличность не хотелось.

Где остановиться в Хельсинки. Возможно, кому-то полезным будет наш опыт. Мы провели в Хельсинки 3 ночи: 2 в хостелах и 1 на пароме. Почему так жестко? Просто проживание в Хельсинки, да и в Финляндии вообще, стоит очень дорого.

Стадион-Хостел оставил не очень приятные впечатления. 100%-я слышимость, тучи корейцев, бегающих в коридоре с утра пораньше, не очень чистое белье, неприветливый персонал, неудобные двухэтажные кровати, к тому же далековато от центра. Ремонта там не было, наверное, со времен Олимпиады в Хельсинках в 50-х гг. Единственный плюс — бесплатная парковка. Короче, не советую. Стоит 47 евро/ночь за номер.

Еврохостел оставил как раз положительные впечатления. Приветливый персонал, чистые номера и недалеко от центра. В общем, своих денег он стоит — 42 евро/ночь за номер.

На пароме нам понравилось больше всего. Мы взяли самый дешевый круиз в Таллинн с ночевкой в 4-х местной каюте на самой нижней палубе. Кроме нас в каюте никого больше не было (у финнов принято покупать каюты целиком). В каюте был душ, туалет, коврики – чистенько, хотя судно было очень древнее, пластик был местами попорчен, но это нас вообще не парило. За круиз мы отдали 96 евро (паром в 2 стороны + ночевка в каюте) и это было дешевле, чем если просто сплавать туда-сюда и переночевать в очередном хостеле.

__________________________

Я ранен светлой стрелой — меня не излечат